«Золотой век» открытого кода или…псевдооткрытость?

29.12.2016

Все больше разработчиков принимают участие в проектах с открытым кодом, однако многие вендоры практикуют «псевдооткрытость»: их заявления о поддержке открытых технологий не всегда соответствуют действительности. Таково мнение Нилы Джекса (Neela Jacques), исполнительного директора компании OpenDaylight Project, эксперта в области открытого кода.

open sourceОткрытый код вступил в «золотой век»: еще никогда в истории технологий мы не видели столько разработчиков, принимающих участие в open-source проектах и совместно работающих над общими базами кода, которые может свободно использовать любой частный пользователь или компания.

Этот тренд – значительный шаг вперед, создающий огромные преимущества как для сообщества пользователей, так и для вендоров. Он значительно ускоряет развитие инноваций, улучшает совместимость и взаимодействие различных решений.

ИТ-отрасль не на шутку увлечена всем «открытым»: Linux теперь повсюду, от суперкомпьютеров до камер GoPro и автомобилей, а новые open-source проекты появляются, как грибы после дождя. Только в области сетевых технологий за последнее время образовались такие проекты, как Open Network Summit, OpenFlow, OpenDaylight, ONOS, OPNFV, OpenNFV, OpenSwitch, OpenvSwitch, Open Virtual Networking, Telecom Infra Project (Facebook), IO Visor Project, FD.io, Open Source Mano и совсем недавно Open-O.

В области Интернета вещей – это Netbeast и Node-RED, в сфере облаков, контейнеров и PaaS - Open Container Initiative, Cloud Native Computing Foundation, Docker, Rocket, CloudFoundry, OpenShift, CloudStack и, конечно, OpenStack.

Это уже не скромные усилия двух разработчиков в гараже. Учредители и контрибьютеры этих проектов, крупнейшие ИТ-компании инвестируют значительные ресурсы в проекты с открытым кодом: среди них – IBM, Cisco, VMware, Intel, Huawei, NEC, HPE, Ericsson, Qualcomm, Red Hat, Citrix, Oracle, EMC, AT&T, Google, Facebook, China Unicom, China Mobile и Telefonica.

Маркетинговый шум вокруг «открытых» данных вендоров

Еще несколько лет назад все было иначе: в отрасли информационных и коммуникационных технологий почти никто не говорил об «открытости» или открытом коде. Компании, разработчики ПО и железа, были сфокусированы на создании лучших продуктов для решения проблем заказчиков, и вам повезло, если вы получили удобный API. Сегмент open source был ограничен набором серверного ПО LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP/Python/Perl).

Сегодня, хотя некоторые вендоры действительно вносят свой вклад в open-source проекты, количество и качество open-source решений на рынке остается недостаточным. Пока многие вендоры рекламируют свои продукты на базе открытого кода, мы все чаще сталкиваемся с «псевдооткрытостью» - пиаром, а не реальностью. Практически в любой презентации вендоров для China Unicom, AT&T, Comcast, Verizon, Fidelity и т.д. есть слайды с информацией о том, насколько это решение «открытое», что оно основано на «открытых стандартах» и имеет открытый API. Многие вендоры демонстрируют разноцветные диаграммы с количеством инженеров, вносящих свой вклад в различные проекты с открытым кодом. Однако, если присмотреться поближе, факты не всегда соответствуют заявлениям.

Замыкание на решениях какого-либо вендора очень привлекательно для него самого, и было бы наивно полагать, что вендоры откажутся от такого мощного маркетингового инструмента. Большинство решений, продвигаемых вендорами, остаются закрытыми и проприетарными. Слишком часто клиенты сталкиваются с ситуацией, когда вендоры пропагандируют свою открытость, а в итоге продают им проприетарное, закрытое решение.

Открытый лагерь vs Закрытый лагерь

Внутри практически каждой крупной компании мы можем увидеть два лагеря: сторонники открытого и закрытого кодов. Во многих случаях это основа битвы, которую инженеры, продуктовые менеджеры и руководители ведут за стратегию компании. Защитники открытых решений далеко продвинулись в большинстве таких компаний, однако им еще далеко до полной победы. Открытые и закрытые решения многих компаний «перекрывают» друг друга. Пока проприетарные решения продаются, мы будем наблюдать за этой динамикой. При этом такие компании, как Facebook, Google и Baidu, вообще обходятся без вендоров и создают собственное ПО, дизайн и архитектуру на основе открытого кода.

Этот феномен не ограничивается областью построения сетей – «псевдооблака» и «псевдоконтейнеры» тоже на подъеме у тех вендоров, кто пытается убедить клиентов в том, что они - игроки развивающего рынка контейнеров.

Есть другой путь, но он подразумевает ведущую роль сообщества конечных пользователей. В запросах на информацию и коммерческие предложения должны указываться требования о предоставлении решений, основанных на открытом коде. Такие компании, как China Unicom, AT&T и Tencent, лидируют в этом направлении, недвусмысленно заявляя, что они отдают предпочтение открытым технологиям. Например, компания Tencent сообщила всем вендорам, с которыми работает, что те должны интегрировать свои решения с открытой платформой OpenDaylight, если вообще хотят продавать Tencent свои продукты. Это должно привести к тому, что открытые решения будут продаваться лучше, чем закрытые. И, таким образом, победа будет за сторонниками отрытого кода.

Открытым для остального сообщества пользователей остается вопрос: готовы ли вы присоединиться к требованию, чтобы вендоры предлагали действительно открытые решения и положили конец процветанию «псевдооткрытости»?

------------------------
Перевод статьи выполнен PR-службой компании "Сервионика", оригинал статьи читайте здесь

Назад к разделу "Публикации"