Рынок ИТ-услуг в России (CNews, ноябрь 2017)

24.11.2017
Для нового обзора CNews по рынку ИТ-услуг в России дал комментарии Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика" (ГК "АйТеко"). 

 

  • Как вы оцениваете объем и динамику рынка ИТ-услуг в России в 2016 г. (в цифрах)? Каковы прогнозы на 2017 и 2018 гг.

Мегрелишвили_072016a.jpg Драйвером рынка уже несколько лет подряд остаются облачные технологии и сервисы – этот сегмент даже в пору наибольшей стагнации ИТ-отрасли показывал постоянный рост. В частности, в новом исследовании iKS Consulting, посвященном облачному провайдингу, отмечается, что рынок облачного провайдинга в России вырос, по сравнению с 2015 годом, на 29,7%, а сегмент IaaS - на 43%, и этот рост сохранится в ближайшие годы. 

Однако стоит учесть, что рынок ИТ-услуг в России, как отмечается в новом исследовании J'son&Partners, в 154 раза меньше, чем аналогичный рынок в США, при разнице экономик в 15 раз. Это дает нам понимание о перспективах развития рынка: по сути, мы еще в начале пути. 

  • Выделите ключевые тренды на рынке ИТ-услуг в России в 2016 и 2017 гг.

Продолжается консолидация сегмента ИТ-аутсорсинга вокруг крупных игроков. Кризисные годы ускорили этот процесс, что вполне объяснимо: небольшие игроки либо заняли слишком узкие ниши, либо ушли с рынка.

Стоит отметить интересный тренд в сфере контакт-центров: их услуги все чаще востребованы в формате ОЦО (Общих центров обслуживания), когда контакт-центру передается не только обработка звонков, телемаркетинг и другие виды коммуникаций, но и задачи по документообороту, HR, логистике и другим бизнес-процессам.

В целом, наибольшее влияние оказывает тренд аутсорсинга бизнес-процессов, так как заказчики все чаще хотят получать комплексный, цельный сервис от надежного поставщика, а поставщики существенно расширяют спектр компетенций, позволяющих оказывать такие услуги.

  • На какие услуги был наибольший спрос в 2016 г.? Изменилась ли тенденция в 2017 г.?

Поступающие запросы подтверждают, что у заказчиков нет интереса к разрозненным решениям: им требуется комплекс услуг, решающих задачи в удобном для клиента формате, от одного поставщика. Скорее, можно говорить о спросе на компетенции, а не на конкретные услуги.

  • Кто сегодня является основным заказчиком ИТ-услуг: государство или бизнес (какие отрасли)?

Рынок возвращается к крупным проектам и задачам модернизации после перерыва, связанного с экономическим кризисом. Тренд импортозамещения также сыграл свою роль, став стимулом для появления новых российских решений на базе современных технологий. Хочу отметить, что с точки зрения ведения проектов, государство использует такие же подходы и критерии, что и бизнес: решения должны быть инновационными, эффективными, масштабируемыми. Поэтому для нас в проектах, в первую очередь, важно найти оптимальное решение задачи клиента, в какой бы сфере экономики он ни работал.

  • Какую роль сегодня играет бизнес-заказчик в ИТ-проектах?

Я считаю наиболее продуктивным подход, при котором бизнес-заказчик – это партнер, вместе с которым мы создаем добавленную стоимость. И, по нашему опыту на рынке, заказчики готовы к такому формату сотрудничества. Именно поэтому стал возможным новый тренд, очень важный для сервисного рынка: создание экосистем, объединяющих сервисные компании, их партнеров и клиентов.

  • Каковы ваши прогнозы по развитию сегмента в 2018 г.? Ждут ли рынок серьезные перемены в ближайшие пару лет? Как будет меняться спрос на ИТ-услуги?

Наибольшее влияние на рынок будет оказывает тренд аутсорсинга бизнес-процессов, причем в новом качестве: «все, как сервис» (XaaS). Любые услуги заказчики хотят получать в формате сервиса – комплексного, доступного тогда, когда это нужно. Для сервисных компаний это означает новый запрос: разработку не единичных новых услуг, а платформ, обеспечивающих их доступность для заказчиков в любом регионе. По сути, это похоже на принцип работы нейронных сетей: под влиянием потребностей пользователей структура услуг провайдера «самообучается», динамически меняется для того, чтобы соответствовать требованиям клиентов. Сюда примыкают и вопросы подготовки кадров – кросс-дисциплинарность обучения специалистов, контакты крупных компаний с региональными партнерами и вузами. ИТ-сервисные компании с сетевой структурой, таким образом, могут стать проводниками технологических инноваций в регионах, а не просто создателями новых рабочих мест.

В целом, определяющей для развития рынка становится идея экосистемы: партнерства ИТ-компаний, партнеров и заказчиков для совместного создания инновационных сервисов, появления новых компетенций на рынке, стимулирования российских разработок в области оборудования и ПО и лучших сервисных практик. От продажи отдельных продуктов рынок переходит к созданию высокотехнологичных и финансовых услуг в интересах клиентов, а это возможно, когда есть экосистемы для обмена знаниями, поддержки и развития инноваций.

Обзор опубликован на сайте CNews

Назад к разделу "Публикации"