Рынок ИТ-услуг растет (IDC, июль 2019)

23.07.2019
Объем российского рынка ИТ-услуг увеличился по итогам 2018 г. на 7,2% и составил $4,84 млрд. Такие данные приводят исследователи IDC. Они отмечают, что импортозамещение в отрасли набирает обороты, и ожидают, что в активную фазу этот процесс вступит в 2019-2020 гг., когда в полной мере начнут действовать законодательные нормы. Однако такие гиганты, как "Роснефть", Сбербанк, "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", МТС, РЖД, "Росатом" и "Транснефть", могут стать серьезным сдерживающим фактором развития российского рынка ИТ-услуг в среднесрочной перспективе.

По результатам исследования, на фоне расширения интереса к облачным технологиям со стороны заказчиков наиболее высокие темпы роста по итогам года продемонстрировали такие категории ИТ-услуг, как хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. За ними следовали услуги консалтинга и кастомизация ПО и разработки заказного ПО, которые пользуются спросом у заказчиков, осуществляющих цифровую трансформацию и импортозамещение.

"Тема цифровой трансформации не уступает импортозамещению по актуальности, однако и здесь многие заказчики не спешат вкладываться в новые продукты и технологии, полагая, что цифровая трансформация является очередным маркетинговым ходом со стороны вендоров. Лишь некоторые, в основном крупные и очень крупные компании, экспериментируют с новыми технологиями и возможностями", - говорится в исследовании.

"Словосочетания "цифровая трансформация" и "цифровая экономика" довольно прочно вошли в лексикон участников российского рынка ИТ-услуг и стали своего рода мантрами как для поставщиков, так и для заказчиков. Одни произносят их в надежде на рост выручки, другие рассчитывают с их помощью улучшить бизнес-процессы. Как бы то ни было, в условиях стагнирующей экономики и внешнего давления санкций именно эти два фактора выглядят основными стимуляторами роста российского рынка ИТ-услуг в ближайшие годы", - полагает старший аналитик IDC Василий Агапов.

Наиболее заметным трендом рынка ИТ-услуг в 2018 г. исследователи называют усиление присутствия инсорсинговых ИТ-компаний, все чаще получающих крупные проекты, которые могли бы осуществить традиционные поставщики ИТ-услуг. "Такие гиганты как "Роснефть", "Сбербанк", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", МТС, РЖД, "Росатом" и "Транснефть" сосредоточены на развитии внутренних ИТ-компетенций, что может стать серьезным сдерживающим фактором развития российского рынка ИТ-услуг в среднесрочной перспективе", - считают аналитики IDC.

Главный редактор TAdviser.ru Александр Левашов сказал корреспонденту ComNews, что рост на рынке ИТ-услуг в целом если и есть, то небольшой - измеряется он единицами процентов. "По мере осознания крупными компаниями важности цифровизации происходит стремительный рост доли инсорсинга, все активнее формируются внутренние команды ИТ-специалистов, забирая на себя крупные проекты. Этот сегмент растет уже на десятки процентов в год. Крупнейшие корпорации до трети своих ИТ-бюджетов отдают внутренним подрядчикам. И это, конечно, является препятствием для роста независимых системных интеграторов.

В дальнейшем ситуация в крупном бизнесе будет развиваться в рамках этого же тренда. Инсорсинг будет постепенно вытеснять аутсорсинг, но, думаю, все-таки с меньшей скоростью, чем в последние годы. Рано или поздно должна наступить стабилизация, при которой ключевые информационные системы будут создавать и развивать внутренние подрядчики, а системы некритичного значения продолжат обслуживать сторонние интеграторы", - отметил Александр Левашов.

По оценке экспертов "Сервионики", рост рынка ИТ-услуг очевиден, и важно, что это равномерная поступательная динамика. Заказчики увеличивают объемы задач, передаваемых на аутсорсинг, стремятся использовать компетенции ИТ-аутсорсеров, чтобы ускорить переход на новые решения, повысить качество внедрения современных информационных систем и получить больше отдачи от современных технологий.

Отвечая на вопрос о прогнозе роста рынка ИТ-услуг на 2019г. и последующие годы, можно отметить, что динамика рынка сохранится на таком же уровне. Возможно, изменится структура спроса: больше внимания будет уделяться консалтинговой составляющей. Крупные аутсорсеры, работающие на рынке много лет, обладают опытом, из которого можно выделить лучшие практики для тиражирования в проектах с аналогичными задачами или в компаниях с аналогичной структурой.

Ключевой драйвер - цифровизация бизнеса и возрастание роли ИТ как основы для бизнес-процессов и поддержки изменений. Конкуренция растет, и непрерывное обучение собственных специалистов или подбор новых могут обойтись заказчикам дороже, чем получение уже готовых компетенций у аутсорсера, с гарантиями качества и доступности услуг. В числе барьеров - технологическое разнообразие, неполные или устаревшие отраслевые стандарты, а также нехватка квалифицированных ИТ-специалистов, особенно в регионах.

Полный текст обзора - на портале ComNews

Назад к разделу "Публикации"