Российский рынок ИТ-услуг: тренды, динамика, результаты (TAdviser)

09.10.2019
В начале октября TAdviser опубликовал новый обзор российского рынка ИТ-услуг. По оценке аналитиков, рынок сохраняет стабильный рост: по итогам 2018 года объем рынка увеличился на 6% и достиг отметки в 341 млрд рублей. По данным рейтинга, ГК "АйТеко", в составе которой "СБКлауд" является центром компетенции по облачным услугам, заняла 3-е место в числе крупнейших игроков рынка. Сегмент облачных сервисов считается одним из драйверов рынка. 

Итоги рейтинга и прогнозы на 2019 год прокомментировал Георгий Мегрелишвили, директор департамента сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика".

В каком состоянии находится российский рынок ИТ-услуг? Оцените динамику рынка в 2018 году. Какую динамику можете спрогнозировать в 2019?
Мегрелишвили_11-2018-2-sq.jpgПродолжается процесс пост-кризисного восстановления. Заказчики не только возвращаются к отложенным планам, но и усложняют задачи. Востребованы комплексные проекты по принципу «одного окна», когда аутсорсер берет на себя не только исполнение задачи, поставленной клиентом, но и разработку сервисной стратегии с учетом долгосрочных целей клиента. Такая модель сотрудничества позволяет усилить традиционные преимущества аутсорсинга: сокращение затрат на непрофильные задачи, гибкое управление ИТ-ресурсами, поддержка изменений бизнеса, связанных с выходом в другие регионы и на новые рынки.

Какие тренды преобладают на российском рынке ИТ-услуг в 2019 году. Расскажите о них подробнее.
Цифровизация крупного бизнеса и госсектора: сложные и масштабные проекты, которые даже при наличии собственных сильных ИТ-подразделений заказчика требуют привлечения дополнительных компетенций и ресурсов. Здесь - зона роста для региональных ИТ-компаний, которые могут работать в партнерстве с крупным ИТ-аутсорсером - например, провайдером услуг ЦОД или облачных сервисов. По такой модели развивается партнерская сеть компании «СБКлауд».

Рост конкуренции в отраслях с высоким уровнем развития ИТ: здесь уже невозможно опередить конкурентов, внедрив более современное или производительное ИТ-решение. Поэтому максимально сокращается все непрофильное, а дополнительные ресурсы привлекаются для задач, требующих от аутсорсера не только высокого профессионализма, но и собственной надежной ИТ-инфраструктуры. Это поле для конкуренции крупных, опытных ИТ-аутсорсеров, к числу которых относится и «Сервионика».
Рост применения российских ИТ-решений. Тренд импортозамещения сохраняется, он стал стимулом для развития уже известных разработок и появления новых. Собственные ИТ-службы заказчика могут использовать компетенции аутсорсеров, уже имеющих опыт работы с такими решениями, и совместно их поддерживать.

Какую динамику показал отечественный рынок ИТ-аутсорсинга по итогам 2018 года? Какую динамику можете спрогнозировать в 2019? Что влияет на развитие этого рынка?
По нашей оценке, рост сохранился на уровне 2017 года и в ближайшие годы темп не снизится. Возможно, изменится структура спроса: увеличится объем запросов на поддержку частных и гибридных облаков, резервных дата-центров, удаленных рабочих мест и облачных баз данных, так как все больше компаний использует их. Облачные технологии сохранят свою роль драйвера ИТ-рынка, поэтому будет расти объем ИТ-услуг по их поддержке.

Каковы основные тенденции рынка ИТ-аутсорсинга? Расскажите о них подробнее.
Рост ценности консалтинговой составляющей аутсорсинговых проектов. Но речь не только о том, что опыт сотрудничества с разными компаниями и отраслями, который накапливает аутсорсер, можно тиражировать. Его можно дополнительно капитализировать, создавая продукты и сервисы для наиболее востребованных задач клиентов. Например, стандартная услуга аутсорсинга поддержки оборудования и ИТ-инфраструктуры может быть дополнена предоставлением облачного IoT-сервиса. Заказчик может организовать мониторинг оборудования и процессов без внедрения дополнительных ИТ-решений и закупки серверов - все развернуто в облаке провайдера. Такое решение - облачная IoT-платформа SBData - уже есть в линейке облачных сервисов СБКлауд.

Конкуренция будет усиливаться за счет активной деятельности инсорсинговых ИТ-подразделений, которым приходится работать «на два фронта»: поддерживать бизнес-процессы материнских компаний и выходить на открытый рынок. В числе барьеров рынка можно отметить технологическое разнообразие, нехватку ресурсов для развития у SMB-компаний, неполные или устаревшие отраслевые стандарты, а также дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, особенно в регионах. По данным ВШЭ, только 15% из более 25000 выпускников ИТ-специальностей готовы к реальным рабочим задачам в полной мере. На адаптацию нового сотрудника уходит 6-12 месяцев: инвестиции работодателя только в одного новичка можно выразить формулой (ФОТ + налоги + административные расходы)Х12. Поэтому, даже если цель заказчика - создать собственную сильную ИТ-команду, сотрудничество с аутсорсером будет полезно, так как это быстрый доступ к готовым компетенциям и проектному опыту.

Назад к разделу "Публикации"