Из облака - в ФНС: создание сервиса по передаче фискальных данных (Вести.Финанс)

19.01.2018
Впервые российские налогоплательщики узнали об операторах фискальных данных (ОФД) с вступлением в силу закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Суть работы ОФД: через Интернет он получает со всей закреплённой за ним контрольно-кассовой техники (ККТ) онлайн данные о финансовых операциях, накапливает их, обрабатывает и передаёт в налоговый орган. Основная задача изменений в работе ККТ – сделать рынок более честным, прозрачным и конкурентоспособным за счет упрощения формата взаимодействия предпринимателей и ФНС и ухода от бюрократических и административных издержек. 

Принятию закона предшествовал эксперимент 2014-2015 гг. Федеральной налоговой службы России по новому порядку применения ККТ, в котором приняла участие компания «ЭСК». В 2016-м в числе первых она получила официальный статус ОФД как юридического лица, созданного специально для осуществления приёма, обработки, хранения и передачи фискальных данных в ФНС.

Под брендом «Первый ОФД» в сентябре 2016 года компания вывела на рынок новый сервис по онлайн-передаче фискальных данных от коммерческих организаций в ФНС России. Для развития этого проекта и работы по запросам пользователей «Первый ОФД» реализовал совместный с группой «АйТеко» проект, выбрав «Сервионику» аутсорсинговым партнером по поддержке ИТ-инфраструктуры. 

Для реализации сервиса, цель которого – упростить взаимодействие организаций любого масштаба с налоговыми органами благодаря надежному и удобному сервису онлайн-передачи данных, был создан уникальный аппаратно-технический комплекс автоматизированной информационной системы оператора фискальных данных. Его разработка заняла 125 тысяч человеко-часов. Этот проект в числе первых в России позволил компаниям привести бизнес-процессы в соответствие с новыми требованиями законодательства РФ о ККТ.

Для нормальной работы налоговых органов и торговых компаний было принципиально важно реализовать сервис, позволяющий упростить обмен данными между ними. В настоящее время сервис используют более 100 000 юридических лиц, собирая и предоставляя в ФНС данные с 300 000+ единиц ККТ. В итоге ФНС получает необходимые данные в режиме онлайн, а компании, используя сервис «Первого ОФД», снижают риски, связанные с несвоевременным предоставлением фискальных данных в налоговое ведомство.

Основные преимущества решения

  • Высокая производительность: обработка 20 000 товарных позиций в секунду и более 1 млрд чеков в сутки); быстрое масштабирование всех компонентов ОФД.
  • Безопасность: класс защиты 3; лицензии ФСБ и ФСТЭК; предотвращение DDoS-активности и внешних вторжений; протоколы Transport Layer Security и Secure Sockets Layer для всех каналов коммуникаций. 
  • Надежность: зашифрованное хранение чеков в 6 копиях; мониторинг 100+ параметров работы; уровень доступности 99,9%; физическая защита от внешних воздействий и катастроф 
  • Удобство для пользователей, включая возможность работы с мобильным приложением.
  • Личный кабинет позволяет удаленно контролировать работу торговых точек в любое время и в любом месте: подключать и группировать ККТ; анализировать продажи по отдельной ККТ или всей торговой точке; управлять правами и доступом персонала; формировать и выгружать отчеты; регистрировать ККТ в ФНС через ОФД; получать бизнес-аналитику по ключевым показателям.
Сердце сервиса

logicall-logo-300.pngОбязательства выполнять жесткие требования к уровню сервиса, в том числе к работе 1-й линии поддержки, взяла на себя «Сервионика» (ГК «АйТеко»). Организована работа в режиме 24/7 на базе «ЛоджиКолл», одного из крупнейших в России контакт-центров с уровнем доступности оборудования 99,982% и обработкой более 23 тысяч обращений ежемесячно. 

logo_trustinfo-correct.pngДля обеспечения защищенной бесперебойной передачи данных из коммерческих организаций в ФНС России программно-аппаратный комплекс ОФД был размещен на мощностях высокозащищенного дата-центра «ТрастИнфо» уровня Tier III. ЦОД прошел сертификацию ФСТЭК и ФСБ, что гарантирует повышенный уровень безопасности и конфиденциальности; ежегодный аудит на соответствие требованиям стандарта защиты данных платежных карт (наличие сертификата PCI DSS было критически важным требованием заказчика). 

На базе инфраструктуры «ТрастИнфо» организовано предоставление дополнительных услуг «Первого ОФД»: формирование и отправка электронных чеков для интернет-торговли, предоставление аналитических данных по продажам в разрезе торговых точек, клиентов или отдельных чеков.

Высокозащищенное хранилище – «медная комната», которая находится в самом сердце дата-центра и обеспечивает наивысшую степень защиты от излучения, пожара, наводнения, несанкционированного доступа, безопасное долговременное хранение архивных данных в специальных сейфах ЦОДа, – обеспечивает защиту копий данных, которые «Первый ОФД» обязан хранить на магнитных носителях.

Свое название «Медная комната» получила благодаря 9 слоям листовой меди, которыми покрыты ее стены, способные противостоять открытому огню в течение 60 минут. И это лишь одно из средств, обеспечивающих ее надежность. Помимо гарантий защищенности и сохранности носителей, заказчик может сократить затраты на защиту особо важных данных: нет необходимости приобретать или создавать собственную систему хранения.

Опыт, достойный передачи

В ходе проекта создана уникальная автоматизированная информационная система оператора фискальных данных, позволяющая выстроить работу в соответствии с актуальным законодательством. Сегмент таких операторов в России только начинает развиваться. 

Опыт «Первого ОФД» может быть полезен для тиражирования и создания новых услуг в этой сфере. Специалисты «Сервионики» обеспечили не только полный спектр ресурсов и услуг, необходимых для выполнения задач клиента, но и высокое качество сервиса. Он уже работает на федеральном уровне и может быть доступен в любом регионе РФ.

Оригинал публикации на сайте "Вести.Финанс"

Назад к разделу "Публикации"