Экспорт услуг российских ЦОД: перспективы

02.10.2018

«Ростелеком» и РСПП предлагают создать виртуальные экономические зоны. Тогда российские дата-центры смогут захватить до 5% мирового рынка вместо нынешних 0,9%. Насколько реальны эти планы? 

Мнение Михаила Луковникова, директора ЦОД "ТрастИнфо".

lukovnikovСогласны ли вы с тем, что возможно увеличение доли России на мировом рынке услуг по хранению и обработке данных до 5% к 2024 году при среднегодовых темпах роста нашего рынка 29%? Что на ваш взгляд, нужно для этого сделать? Согласны ли вы с мерами, которые предлагают коллеги? Почему?
Да, в целом, комплекс предложенных мер выглядит логично. Возможно, стоит усилить их мерами по оптимизации таможенного регулирования в той части импорта, которая связана с высокотехнологичной продукцией. А также - государственными мерами по маркетинговой поддержке российских компаний за рубежом: активной работой с Торгово-промышленными палатами и другими бизнес-сообществами, задействованием структур Россотрудничества и других организаций, задача которых - интегрировать российский бизнес в глобальную экономику и развивать международные бизнес-связи.

Есть ли у вас невостребованные мощности в ЦОДах, которые можно было бы оперативно отдать на экспорт? Сколько таких мощностей и где?
Специфика отрасли ЦОД такова, что при вводе в эксплуатацию нового объекта или его отдельной стадии оператор услуг не предполагает задействовать все новые мощности в рамках существующих проектов. Отсутствие свободных ресурсов при достаточно длительном периоде ввода в эксплуатацию новых означало бы невозможность предоставлять услуги как новым клиентам, так и текущим в рамках роста их потребностей или сезонных колебаний спроса.

Чисто технически, организация такого проекта может занять существенно меньше времени, чем административная: прохождение процедур валютного контроля, compliance-проверок, согласований со всеми задействованными сторонами.

На ваш взгляд, следует ли ожидать от компаний строительства ЦОДов в связи с возможными предложенными мерами? То есть достаточно ли они интересны, чтобы инициировать затратное строительство ЦОДов? Почему? Можно ли будет это строительство окупить такими методами?
На первом этапе, скорее всего, компании будут стремиться задействовать те свободные мощности, которые уже есть. И смотреть на результат. Если предложенные меры действительно вызовут высокий спрос со стороны зарубежных клиентов, то, по рыночной логике, "спрос рождает предложение" и тогда можно ожидать создания новых ЦОД - в том числе, под проекты для зарубежных клиентов.

Обсуждение темы в "Ведомостях"

Назад к разделу "Публикации"