Секрет успеха Эстонии, образцового цифрового государства

12.05.2016
5.jpgЭстония с населением 1,3 млн человек получила независимость в 1991 году, после распада СССР. Сейчас страна является одной из самых технологически развитых в мире. Например, в новом исследовании Индекса развития цифровой экономики и общества (The Digital Economy & Society Index — DESI) Эстония названа лидером среди стран ЕС в сфере цифровых общественных услуг. Как ей это удалось? Разбираемся в статье.

Многие эксперты считают, что причина быстрого роста Эстонии — в необходимости все начинать с чистого листа. Ведь государству практически пришлось формироваться заново. После распада СССР у Эстонии не было ни нефти, ни газа, ни золота. Поэтому было решено сделать ставку на информационные технологии. Интересно, что сегодня половина состава госслужащих в стране — это люди, не достигшие сорока лет. Министру информационных технологий Эстонии Таави Котке, например, всего 37 лет.

Еще одно интересное отличие Эстонии — в стране широко используется свободное программное обеспечение, а также разработки местных компаний. Благодаря этому страна не расходует бюджет на оплату лицензий крупным международным вендорам. А поскольку к использованию электронных сервисов в Эстонии приучают уже с детства (с конца 1990-х доступ к Интернету есть во всех школах страны), здесь очень высокая концентрация технологических стартапов на душу населения. Именно в Эстонии появились такие компании, как Skype, Transferwise, Pipedrive, Cloutex, Fortumo, Lingvist и многие другие.

Эстония стала первой страной в мире, выбравшей парламент через Интернет. Она первой провела электронную перепись населения и первой ввела электронное гражданство для иностранцев. У каждого из жителей Эстонии есть ID-карточка с персональными данными и электронной подписью. Эта информация затем используется при обращении за госуслугами. В стране даже есть закон, по которому человек не обязан озвучивать свои персональные данные повторно, если уже сообщил их однажды в государственной организации. На поддержку электронного правительства Эстония тратит 50 млн евро в год.

«99% всех государственных услуг доступны онлайн, и людям это действительно нравится. Когда я говорю 99% услуг, это значит, что намного проще перечислить, какие сервисы недоступны в онлайн-режиме. У нас нельзя зарегистрировать брак или развестись онлайн, а также заключить договор купли-продажи недвижимости. Все остальное, включая получение водительских прав, регистрацию рождения ребенка, подачу заявления на получение социального пособия, — все это можно сделать через единый портал госуслуг», — рассказывает Анна Пиперал, менеджер проекта «Электронная Эстония». — «Если начать однажды предлагать населению услуги и различные льготы и избавить их от необходимости стоять в очередях или оплачивать какие-либо дополнительные сборы, то с большей вероятностью люди согласятся предоставлять свои персональные сведения онлайн.

Например, 95% налоговых деклараций в стране сейчас подается онлайн в течение первых двух недель. Это происходит потому, что на проверку правительственных данных, заверенных банком, уходит всего три минуты. Фактически, вам нужно только проверить и подтвердить информацию. Более того, люди, подающие налоговые декларации онлайн, в течение пяти дней получают небольшой денежный бонус.

Если говорить о финансовых транзакциях, то и здесь почти 100% совершаются онлайн. Последний раз я была в банке пять лет назад. Тогда я оформила ипотеку и взяла машину в аренду. Сейчас все ежемесячные платежи я совершаю онлайн.

Восемь лет назад я заболела, находясь в Лондоне, и ни одна аптека не продала мне нужно лекарство, поскольку у меня не было с собой рецепта. В Эстонии я могу получить рецепт, просто позвонив своему врачу, а затем отправиться в любую аптеку в стране и забрать лекарство по моему электронному паспорту

На оформление бизнеса в Эстонии уходит около 18 минут. Однако это не значит, что мы осуществляем меньше проверок. Мы проверяем информацию о наличии или отсутствии судимости, кредитную историю, говорим с банком, проверяем действительность персональных данных — весь процесс при этом занимает пять минут». По словам Пиперал, после перевода основных процессов в онлайн, эффективность полиции возросла в 50 раз, а очереди в больницах сократились на треть».

Повысить эффективность можно и в рамках отдельной компании, прибегнув к помощи облачных технологий. В магазине i-Oblako представлено много полезных сервисов, которые помогут сотрудникам работать более продуктивно, не отвлекаясь на выполнение рутинных операций, оперативно взаимодействовать друг с другом и всегда иметь доступ к своим рабочим файлам. Например, сервис «Удаленный рабочий стол» дает возможность каждому подключиться к своему рабочему месту с любого удобного девайса — смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера. Любые неисправности техники или ее пропажа с ним не страшны, поскольку вся рабочая информация будет надежно размещена в облаке.

I-oblako

Назад к разделу "Публикации"