Дата-центр с позиции вендора и оператора (Журнал TIER, март 2013)

28.03.2013

LukovnikovОбъективный взгляд на центры обработки данных с различных позиций – в интервью Михаила Луковникова, заместителя директора Сервисного подразделения «Ай-Теко», журналу TIER.

- Михаил, добрый день! Вы представляете компанию «Ай-Теко», одним из направлений деятельности которой является IT-аутсортинг на базе собственного ЦОД. Расскажите немного об этом.
- В 2008 году «Ай-Теко», наблюдая за тенденциями IT-рынка, выделила для себя новые интересные направления, которые было решено развивать. Такими направлениями, в частности, стали ресурсы коммерческих ЦОДов, облачные вычисления, виртуализация, аутсорсинг в сфере IT. Как мы видим по ситуации на российском и глобальном рынке, сейчас это направление на подъёме. По оценке Jason&Partners, в 2011 году суммарная полезная площадь российскихкоммерческих ЦОД составила 60980 кв. м, увеличившись более чем на 60%: в 2010 году было с 37500 кв. м. К 2014 году, по мнению TAdviser, рынок центров обработки данных в нашей стране должен вырасти вдвое.

Драйверами этого роста являются растущие потребности клиентов и стабильный многократный рост объемов обрабатываемых данных, особенно в облачных средах. Например, специалисты Cisco прогнозируют, что две трети всего трафика центров обработки данных и серверных нагрузок к 2016 году будут относиться к облачным вычислениям, а средняя нагрузка на облачные серверы будет в 4 раза выше, чем на традиционные аналоги. Интересные данные приводит CNews Analytics: из 150 опрошенных российских CIO в 2012 году развивали облачную инфраструктуру 16% опрошенных, что вдвое больше, чем в 2011-м. Это коррелирует с прогнозом IDC, согласно которому в ближайшее время российский рынок облаков будет расти в среднем в год на 100% и к концу 2015 г. достигнет $1,2 млрд. Сегодня мы имеем возможность предоставить нашим клиентам мощности одного из крупнейших коммерческого ЦОДов в России – «ТрастИнфо».

- А что, на ваш взгляд, наиболее важно для коммерческого ЦОД? Существуют ли какие-либо специфические требования, предъявляемые к коммерческим дата-центрам и менее важные для корпоративных ЦОД? 
- Спецификой коммерческого ЦОДа, его ключевым отличием от корпоративных дата-центров, является ориентированность на создание дополнительной ценности для клиентов путем предоставления таких сервисов, с помощью которых клиент сможет получить конкурентное преимущество, повысить эффективность своего бизнеса. Коммерческий ЦОД должен обладать четко структурированным и понятным клиентам  портфелем услуг, стандартизированным набором критериев и SLA, по которым эти услуги должны оказываться. Это с идеологической точки зрения.

Что же касается непосредственно IT, то для того, чтобы организовать качественный облачный сервис и предоставлять такие услуги в массовом порядке, на высококонкурентном растущем рынке, нужно большое внимание уделить  вопросам автоматизации, виртуализации и стандартизации самой инфраструктуры. Необходимо отметить важность систем мониторинга с точки зрения отслеживания уровня выполнения SLA и, конечно, надёжности функционирования сервиса. Все заказчики очень требовательны к этим вопросам, это критически важно для многих отраслей, например – в телекоме, финансовом секторе.

Отдельно упомянем финансовый сектор. Поскольку мы оказываем услуги не внутри организации, а внешним пользователям, которые к тому же могут находиться в любой точке земного шара, большое значение приобретают высокоскоростные и резервируемые каналы связи. Также важны вопросы безопасности хранения и передачи данных.

- Это выведено практическим путём на опыте или же здесь выходят на первый план конкретные требования потенциальных клиентов?
- Построение инфраструктуры, реализация базовых стандартных решений и платформ – в принципе это стандартные для отрасли технологии. Здесь, в первую очередь, стоит учитывать сегмент потенциальных клиентов, на которых мы ориентируемся при формировании проекта. Если мы строим высокоуровневый сервис, для которого необходим высокий уровень доступности, то изначально ориентируемся на организации, для которых эти сервисы критичны в их бизнесе. Если же нам надо создать массовый продукт – выбираем некие усредненные, типовые требования с  возможностью их быстрой и адаптивной реализации.

Безусловно, мы учитываем опыт проектов и очень важную роль отводим обратной связи с клиентами. Так как любой заказчик – а особенно крупные компании, у которых уже накоплены собственные правила и практики организации IT-инфраструктуры – может поставить перед нами задачу, для решения которой мы адаптируем и расширим то предложение, которое уже у нас есть. Это может быть и российский, и мировой опыт, и обратная связь от клиентов. Сейчас появляется много интересных проектов.

- Кстати, а насколько при построении ЦОД учитываются мнения клиентов? Бывают ли ситуации, когда договор заключается в процессе строительства дата-центра, а вместе с ним появляются дополнительные пожелания к будущему объекту?
- Такие ситуации встречаются. Это случаи, когда строительство ЦОД ведется адресно, под «якорного клиента». Примерно так, как это происходит иногда с торговыми комплексами: «якорный» арендатор определяет основной пул требований, а остальным приходится под это подстраиваться. В рамках этого могут появиться дополнительные, специфические требования. И необязательно интересы такого «якорного клиента» должны противоречить интересам остальных. Например, ему нужен отдельный зал, с отдельным доступом, или офисные площади для размещения сотрудников техподдержки, или какие-то усиленные требования к системам охлаждения или энергетики. Это не помешает построению инфраструктуры для остальных. В остальном – при построении ЦОДов ориентируются на типовые требования с учетом предполагаемого сегмента заказчиков.

- Хорошо. Но в процессе построения ЦОД участвуют компании, играющие различную роль: вендоры, интеграторы, поставщики и потребители услуг ЦОД. Насколько различен их взгляд на ЦОД?
- У каждого из участников данного рынка существуют свои интересы и, соответственно,  свой взгляд на структуру услуги, предлагаемой провайдером, но при этом все движутся в русле общерыночных требований: более надежные, производительные и безопасные решения при снижении стоимости аренды и владения.

- И каким видится дата-центр, например, со стороны вендора? На чём основано это видение?
- С точки зрения вендора, появление коммерческих дата-центров можно рассматривать как развитие рынка сервис-провайдеров.  Естественно, у компании-производителя здесь появляется новая возможность удовлетворить свой основной интерес: продажу продуктов и сервисов. Затем следует второй мотивационный фактор для вендора – маркетинговые возможности популяризации новых технологий, которые он разрабатывает и выводит на рынок.

Ну, и такой специфический вопрос, который в своё время был поднят именно вендорами — это создание рынка специалистов, ориентированных на конкретные технологии. Чем активнее развивается и популяризируется сообщество «поклонников» какого-либо технологического направления, тем больше гарантия, что такое сообщество будет распространять и развивать идеи, которые генерирует этот вендор. В качестве примера можно привести сообщества OpenVMS и SUN (Oracle) Solaris.

- Кстати, темой одного из грядущих номеров TIER станет мульти- и моновендорность дата-центра. С одной стороны, проект ЦОД можно упростить, максимально используя оборудование одного бренда. С другой стороны, решение становится менее гибким. Как эта дилемма видится со стороны компании-владельца ЦОД?
- С одной стороны, для ЦОД важна стандартизация используемых решений (как с точки зрения увеличения возможностей автоматизации, так и уменьшения стоимости закупочных и сервисных контрактов, затрат на обучение персонала). С другой стороны, компании абсолютно невыгодно оказаться в зависимости от одного поставщика, так как времена и ситуации бывают разные и с точки зрения технологической развитости решений, и по гибкости вендора в отношении финансовых условий сотрудничества. Также важно, насколько успешно развивается бизнес в целом, насколько полно представлен тот или иной вендор в различных регионах. Использование моновендорной стратегии – это большие риски для бизнеса компании.

В 1990-е годы, например, я наблюдал ситуацию, когда один из крупнейших заказчиков, выбрав в качестве поставщика инфраструктурных решений одного крупного и до сих пор существующего на мировом рынке вендора, через какое-то время оказался в сложной ситуации: вендор  не увидел перспектив развития бизнеса  и просто объявил о своём уходе из региона заказчика. Заказчику пришлось несколько лет продолжать эксплуатировать оставшуюся систему собственными силами, организовывать новые схемы получения услуг системной  поддержк, планировать и плавно осуществлять миграцию на другое решение. Это значительные усилия и затраты, к тому же в это время бизнес испытывает определенные ограничения в развитии. В условиях сегодняшнего рынка это крайне рискованно.

- А насколько значим этот фактор для клиента? Какой позиции при этом придерживаетесь вы? Можно ли сказать, что одна из этих стратегий (мультивендорность) уходит в прошлое?
- С моей точки зрения, для большинства клиентов коммерческих ЦОДов – а они всегда приходят за конкретной услугой — стандартные типовые услуги должны реализовываться вне зависимости от этого фактора. Но существуют отдельные случаи, когда заказчику для реализации его функционала необходимы какие-то конкретные специфические требования или платформы. И дальше начинается наша работа, как поставщиков решений: насколько мы гибки, каков диапазон инструментов и сервисов, которые мы можем предложить клиенту в ответ на его запрос. Например, в нашем портфеле сегодня более 60 различных услуг на базе ЦОД, и более 50 продуктов мы предлагаем в нашем «Магазине облачных сервисов».

Мы не согласны с тем, что стратегия мультивендорности уходит в прошлое. В целом, важна не победа той или иной стратегии, а разумный баланс между решениями ведущих производителей, которые будут наиболее эффективны для клиентов. 

- Ну что же, приглашаем вас продолжить тему мультивендорности в будущих номерах TIER. Спасибо за интервью!

Назад к разделу "Публикации"