Кто рвется в "облака" (журнал "Компания", июнь 2016)

29.06.2016
Посмотрите на небо – облака самых замысловатых форм и неповторимых оттенков несут в себе миллиарды капель воды и ледяных кристаллов. Похожую картину, невидимую для простых обывателей, можно наблюдать и в бизнесе: зетабайты данных используются сотнями тысяч систем и приложений, и все чаще их предпочитают хранить и обрабатывать с помощью «облачных» вычислений (англ. cloud computing) или, по уже сложившейся терминологии, в «облаках».

Что же изменилось за последний год и почему не ослабевает интерес к «облакам»? Мы постарались разобраться в этих вопросах, обратившись ко всем участникам рынка: владельцам московских дата-центров (ЦОДов), которые предоставляют площадки и вычислительные ресурсы; крупнейшим разработчикам и поставщикам «облачных» решений; cервис-провайдерам и компаниям, чьи бизнес-процессы уже немыслимы без «облачных» технологий.

Особняк или коммуналка?

Концепции проектов, которые можно считать прародителями привычных нам «облачных» сервисов, появились в 70-е годы прошлого века. Именно тогда разработчики программного обеспечения предложили такую модель использования информационных технологий, когда все вычисления и обработка данных осуществляются не на компьютере пользователя, а на удаленных серверах, при этом доступ к ресурсам и программному обеспечению пользователи будут получать из сети – в виде услуги по подписке. Глобальной сети Интернет в то время не существовало, поэтому первые идеи «облаков» оказались труднореализуемыми.

Новая волна интереса к этой теме возникла лишь в 2006 г., когда компания Amazon представила своим клиентам разветвленную систему web-сервисов. Принципиальное отличие новой инфраструктуры было в том, что пользователи получали в распоряжение не только хостинг для хранения данных, но и вычислительные мощности серверов, принадлежащих Amazon. Вскоре аналогичные услуги стали предлагать и другие локомотивы IT-индустрии: Google, Sun, IBM и Microsoft, которая предложила пользователям целую операционную систему, созданную на базе «облаков».

Сегодня «облачные» технологии могут быть представлены в виде трех бизнес-моделей: инфраструктура как услуга (IaaS), платформа как услуга (PaaS) и программное обеспечение как услуга (SaaS). Кроме того, существуют различные варианты развертывания «облачных» технологий: частное «облако» (инфраструктура используется только одной компанией), публичное «облако» (инфраструктура предоставляется одновременно целому ряду компаний) и гибридное «облако» (комбинация различных моделей развертывания «облачной» инфраструктуры).

Чтобы почувствовать разницу, достаточно лишь представить жизнь в коммунальной квартире или особняке с охраняемой территорией, которые вы можете либо снимать, либо построить по собственному проекту. В первом случае форма «облачные» услуги предоставляется по подписке (или как сервис), а во втором – IT-инфраструктура строится под индивидуальные пожелания заказчика. При этом какими бы разнообразными ни были «облачные» среды, их объединяет несколько общих свойств, которые и определяют столь широкую популярность – масштабируемость, эластичность и оплата по принципу pay as you go, что позволяет переводить часть капитальных издержек в операционные. Иначе говоря, компания сама выбирает объем и форму потребления вычислительных мощностей и, не прибегая к капитальным затратам, получает их по подписке, оплачивая ровно те мощности, которые были задействованы.

Погода в доме

Безусловно, существенный разброс в формах и моделях предоставления «облачных» услуг затрудняет объективную оценку. Причем отклонения в оценках касаются как объема рынка (последние несколько лет он исчисляется в 6–20 млрд руб.), так и его структуры. Например, Orange Business Services декларирует соотношение IaaS и SaaS как 70% и 30% cоответственно, а J’Son & Partners Consulting, наоборот, оценивает долю SaaS приблизительно в 70%, а IaaS – в 30%.

Прийти к общему знаменателю и пониманию реальной ситуации, а также выделить ключевые тренды нам помогли ответы экспертов и примеры существующих «облачных» проектов.

Во-первых, ни для кого не секрет, что предоставление ресурсов для размещения частных, гибридных и публичных «облаков» начинает играть все более значимую роль в совокупной выручке дата-центров и в ближайшие годы будет являться ключевой зоной роста: по данным IDC, продажи решений для «облачных» инфраструктур в мире выросли на 23% (оцениваются результаты III квартала 2015 г.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составили $7,6 млрд. Основными покупателями этих решений являются как раз коммерческие провайдеры. Несмотря на общее падение мирового IT-рынка, объем продаж публичных «облачных» сервисов, по данным компании «Сервионика», в 2015 г. вырос на 13,7% до $175 млрд.

lukovnikovНа вопросы журнала ответил Михаил Луковников, директор дата-центра "ТрастИнфо": 

  1. Какие услуги коммерческих ЦОДов сейчас наиболее популярны?
    Если говорить о сегменте базовых услуг – «классике» коммерческих дата-центров, то здесь первенство традиционно держат две: размещение оборудования (co-location) и аренда телекоммуникационных каналов. Однако в последние годы заметен резкий сдвиг спроса – от услуг, связанных с физическим оборудованием, к виртуальным ресурсам.[BoHelene1] 

  2. Изменился ли количество и качественно клиентский пул ваших площадок? Если да, то в какую сторону и с чем это связано (желательно указать цифры) 
    «ТрастИнфо», как один из лидеров рынка, отмечает стабильный спрос, по некоторым категориям – небольшое повышение. Но однозначно можно сказать, что период новых крупных проектов завершился: как правило, они связаны с долгосрочными контрактами, крупные заказчики уже выбрали провайдеров и работают с ними. Новые проекты, как правило, не превышают 10 стоек. Среди факторов мотивации новых клиентов к переходу в коммерческий ЦОД можно выделить повышение стоимости закупок оборудования и снижение его доступности из-за санкций, снижение инвестиционных возможностей (собственных или кредитных средств) на модернизацию ИТ-инфраструктуры и непрофильные активы в целом, новые требования законодательства (например, неоднократно упоминающийся закон о персональных данных), необходимость оперативно решить вопросы, связанные с развитием ИТ-инфраструктуры или созданием тестовых сред, при дефиците времени и собственных ресурсов.

  3. Какие задачи решают в первую очередь ваши клиенты в этом году? 
    Создание резервного ЦОДа, хранилищ данных (как основных, так и резервных).

  4. Планируете ли вы развивать ваш бизнес? И если да, то что это может быть? (Регионы и т.д.) 
    Да, в рамках Москвы. Нужно отметить, что в 2015 году «ТрастИнфо» провел масштабную плановую модернизацию, позволившую значительно повысить энергоэффективность и мощность дата-центра.

  5. Какие перспективы у рынка коммерческих ЦОДов в РФ? Что сейчас актуально для бизнеса? 
    Развитие ИТ-рынка в России в 2015 году было противоречивым: с одной стороны, рынок снижался, с другой – согласно рейтингу CNews, выручка 100 крупнейших ИТ-компаний превысила знаковый порог в 1 триллион рублей – на 10%, чем в 2014 году (для сравнения, по сравнению с 2013 годом 2014-й «вышел в плюс» на 1,09%). ИТ-аутсорсинг и облачные решения являются ключевыми драйверами рынка, и сегмент коммерческих ЦОД в последние годы развивается в двух соответствующих направлениях: уже упоминавшейся «классике» и новых услугах в сфере виртуализации. По данным 451 Research, в 2015 г. 40% предприятий планировали не только продолжить инвестиции в создание конвергентных ИТ-инфраструктур, но и увеличить инвестиции в это направление. Предоставление ресурсов для размещения частных, гибридных и публичных облаков начинает играть все более значимую роль в совокупной выручке ЦОДов и в ближайшие годы будет являться ключевой «зоной роста»: по данным IDC, продажи решений для облачных инфраструктур в мире выросла на 23% (оцениваются результаты 3-го квартала) по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составили $7,6 млрд. Основными покупателями этих решений являются как раз коммерческие провайдеры. Несмотря на общее падение мирового ИТ-рынка, объем продаж публичных облачных сервисов в 2015 г. вырос на 13,7% до $175 млрд. Таким образом, облачные технологии остаются сильным драйвером и для рынка в целом, и для сегмента ЦОД даже в условиях экономической стагнации.

Полный текст статьи читайте на сайте журнала "Компания"

Назад к разделу "Публикации"