Российский рынок SaaS-решений в цифрах и фактах

13.05.2016
Российский рынок SaaS-решений в цифрах и фактах
Александр Куренков, директор по развитию онлайн-сервисов компании "Сервионика", о трендах SaaS-рынка в России и основных результатах рынка в 2015 году. 

Победное шествие SaaS на российском рынке еще не началось: в сегменте сервисных решений продолжает доминировать IaaS. Однако SaaS сохраняет весьма энергичный темп роста: в 2014 году, по данным iKS-Consulting, доля этого сегмента в общем объеме российского облачного рынка составила 89% (11,7 млрд руб), а рост исчислялся двузначными цифрами, опережая общемировые показатели. В 2015 году, по данным Odin SMB Cloud Insights, рынок SaaS-услуг составил 25 млрд рублей ($572 млн) и к 2018 году достигнет 51 млрд рублей ($945 млн), показывая среднегодовой рост на уровне 26%.

Прогнозы оптимистичны, и рынок действительно быстро развивается: по данным обзора CNews «Облачные сервисы 2015», в России уже представлено около 200 SaaS-сервисов для бизнес-пользователей, основную часть предложений формируют не более 30 ИТ-компаний. Многие из них – практически стартапы, но уже успешно конкурируют с мировыми ИТ-лидерами.

Рост интереса к сервисам, реализуемым по модели SaaS, отмечается уже несколько лет подряд и обусловлен, в первую очередь, необходимостью оптимизировать расходы в кризисных условиях развития экономики. Особенно актуально это для компаний малого и среднего бизнеса: как отмечает большинство экспертов, они являются одним из ключевых драйверов развития российского рынка SaaS. У крупного бизнеса снижение расходов чаще всего строится по формуле «снижение Capex и оптимизация OPEX», что касается малого бизнеса, он изначально ограничен в возможности инвестирования в ИТ-инфраструктуру и поэтому готовые сервисы, с гибким ценообразованием и гарантиями провайдера, являются для этой группы компаний наилучшим выбором. Как отмечается в исследовании Odin SMB Cloud Insights, развитию рынка будут способствовать сервис-провайдеры, уделяющие особое внимание вопросам безопасности, квалифицированной поддержки пользователей и прозрачному ценообразовании.

Так как российский рынок SaaS еще формируется, есть определенный дисбаланс в аналитике: уже можно анализировать денежную составляющую рынка, но масштабных исследований по сервисной и продуктовой части пока не проводится, и четкая картина отсутствует. Это связано, в частности, с отсутствием единых методик оценки, различиями в позиционировании и моделях продаж SaaS-сервисов у разных поставщиков. По данным исследования J’son & Partners Consulting, российскими компаниями активно используются по модели SaaS аналитические, финансовые и бухгалтерские приложения, приложения для совместной работы, CRM-системы, системы электронной коммерции и другие решения для сегмента B2B. Появляются различные вертикальные решения для малого и среднего бизнеса, учитывающие отраслевую специфику российского рынка. По данным исследования Odin SMB Cloud Insights, наиболее популярными SaaS-услугами в сегменте СМБ являются онлайн-бухгалтерия, системы для документооборота и управления финансами, HR, CRM, VDI, решения для коллективной работы. Так, компания «Сервионика» разработала универсальное решение «Удаленное рабочее место» на технологиях Microsoft, позволяющее оперативно организовывать мобильные рабочие места и пользоваться всеми необходимыми офисными приложениями по модели as a service.

Назад к разделу "Публикации"