Российский рынок ЦОД: инерция или стабильность?

25.04.2016
Российский рынок ЦОД: инерция или стабильность?
На вопросы портала TAdviser о трендах российского рынка ЦОД ответил Михаил Луковников, директор дата-центра «ТрастИнфо», находящегося под управлением компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко")

1. Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка услуг на базе ЦОД? В каком направлении движется рынок?

Рынок услуг на базе кЦОД продолжает развиваться в достаточно интенсивном темпе. Согласно последнему отчёту J’Son&Partners , рост индустрии ЦОД в России по темпам был в 20 раз выше роста ИТ-рынка в целом в сопоставимых ценах в период 2012-2014 годов. Конкретно доходы кЦОД по итогам 2015 года выросли на 16% 13,889 млрд рублей, по подсчетам iKS-Consulting . В долларовом эквиваленте из-за резкого изменения курсовых разниц показатели оказались ниже на 18%, чем годом ранее. Рост рынка подкрепляется за счёт реализации проектов, начатых до 2014 года, а также развития облачных услуг и увеличения спроса на них, роста доверия к подобным решениям.

2. Как изменились потребности заказчиков в новых экономических условиях?

Российский рынок коммерческих дата-центров серьёзно повзрослел за минувшие несколько лет, крупнейшие операторы кЦОД упрочили свои позиции, расширили портфель предлагаемых услуг и готовы предложить заказчикам действительно качественные решения. Параллельно этому процессу заказчики услуг дата-центров становились более профессиональными и требовательными к уровню инфраструктуры провайдера и оказываемым им сервисам, что стало хорошим стимулом для дальнейшего развития здоровой конкуренции между игроками.

За минувший год рынок услуг кЦОД испытал на себе всплеск интереса со стороны заказчиков, связанных с принятием №242-ФЗ об обработке персональных данных граждан России на территории страны, который вступил в силу с 1 сентября 2015 г. В связи с этим российские площадки оказались крайне востребованы. С другой стороны, на наших глазах происходит существенный сдвиг спроса в пользу облачных сервисов среди всего спектра услуг, предоставляемых операторами кЦОД. В наше время Заказчики оценили возможности быстрого развертывания, использования и оплаты именно необходимого количества ресурсов, отсутствию существенных капитальных затрат.

3. Попробуйте оценить объем российского рынка услуг ЦОД в денежном выражении (в рублях) за 2015 год. Какую динамику показал рынок в 2015 году? Какую динамику вы можете спрогнозировать на 2016
год?

В ответе на первый вопрос я уже привел данные iKS-Consulting по объему рынка по итогам 2015 года, мы считаем их вполне достоверными. Я полагаю, что по итогам 2016 года конкретно в рублевом эквиваленте российский рынок услуг кЦОД продемонстрирует рост, так как «ТрастИнфо», как и другие крупные провайдеры, ведёт расчёты с заказчиками именно в российской валюте. Более того, несмотря на рост курса иностранных валют, наши тарифы не изменились. С учетом существенного увеличения стоимости серверного оборудования зарубежных вендоров (в том числе в рублевом эквиваленте) услуги кЦОД стали ещё более доступной альтернативой инвестициям в собственную ИТ-инфраструктуру. Всё это «подогревает» рынок кЦОД. По прогнозам IDC, к 2019 году негативные влияния, связанные с девальвацией рубля, перестанут оказывать влияние на выручку операторов кЦОД: она будет расти двузначными темпами.

4.   Назовите главные тренды российского рынка услуг на базе ЦОД, основные драйверы и барьеры рынка.

2015 год стал непростым для всей ИТ-отрасли, в том числе для рынка услуг на базе дата-центров. С одной стороны, ряд правительственных инициатив, включая упомянутый №242-ФЗ, и общий курс на импортозамещение в госсекторе, побудили многие организации сделать выбор в пользу аренды инфраструктуры на российских площадках. Невозможно переоценить, какой позитивный импульс для отрасли это дало.

Валютные колебания и экономическая нестабильность оказались палкой о двух концах. Вынуждая заказчиков экономить на вложениях в собственную вычислительную инфраструктуру, они побудили многих сделать выбор в пользу сервисов на базе коммерческих дата-центров. С другой стороны, операторам кЦОД стало сложнее окупать ранее сделанные инвестиции, а также инвестировать в запуск новых площадок высокого уровня надёжности, в сложившейся ситуации это могут позволить себе только очень крупные компании, поскольку величина расходов на стойко-место зависит от масштаба проекта.

Назад к разделу "Публикации"