Облачные технологии: актуальные тренды (журнал "Системный администратор", февраль 2016)

25.02.2016
Облачные технологии: актуальные тренды (журнал "Системный администратор", февраль 2016)
Комментирует директор департамента облачных сервисов и продуктов  компании «Сервионика» Вячеслав Самарин:

1.      Вы в облака верите?

Очень хороший вопрос. Здесь сразу вспоминается старая притча про то, как рыба плыла и спрашивала всех: «Что такое море?». Мы не просто верим в облака, мы создаем будущее российского облачного рынка, предлагая собственные решения – такие, как eCloud, MakeCloud и РУСТЭК. В структуре доходов «Сервионики» облачные сервисы – наиболее быстро растущий сегмент. По итогам 2014 года рост бизнеса компании составил 26%.

Более того: в облака верим не только мы, но и рынок в целом. Недаром уже несколько лет этот сегмент показывает позитивную динамику на фоне общей стагнации ИТ-рынка. По мере устаревания парков корпоративного серверного оборудования всё больше компаний выбирают переход в «облако» как меру сокращения издержек и повышения надежности. Gartner полагает, что наибольший рост в 2016 году среди отдельных сегментов облачных сервисов покажет IaaS: если в 2015 году выручка от продаж IaaS-решений поднялась на 31,9% до $16,2 млрд, то в нынешнем году сегмент ускорит динамику роста до 38,4%. IDC прогнозирует, что объем рынка IaaS увеличится с $8,7 млрд в 2014 году до $24,6 млрд к 2018-му.  Отметим, что, по данным аналитической компании IDC, рынок услуг типа IaaS и SaaS в России в конце 2015 года мог достигнуть1,5 млрд рублей, но уже к 2017 году эта цифра возрастет в несколько раз (от 5 до 7 млрд рублей).

2.      Каковы сегодня требования заказчиков к облачным сервисам?

Компетенция заказчиков в отношении облачных услуг за последние год-два существенно выросла: компании прекрасно осведомлены о преимуществах облачных сервисов, точно знают, что хотят и могут получить за свои деньги. И это касается не только крупных компаний. На разных уровнях бизнеса и общие требования заказчиков к облачным услугам, как и отличия. Общие – это надёжность инфраструктуры провайдера, возможность быстрого развёртывания облака, гибкая тарификация, соотношение цены и качества услуг. Что касается различий, то крупным клиентам важна возможность кастомизации услуг, а также создания гибридных сред на основе публичного облака провайдера и своего собственного частого облака, условия соглашения об уровне обслуживания (SLA). Для заказчиков среднего и малого бизнеса – качественно проработанный удобный и интуитивно понятный интерфейс управления облачными услугами, так как такие компании, как правило, настраивают работу в облаке самостоятельно. «Сервионика», например, предлагает IaaS-конструктор MakeCloud, с помощью которого за несколько минут можно создать или перенести в облако инфраструктуру любой компании.

3.      Какую роль в развитии облачного рынка сыграли 152-ФЗ и 242-ФЗ?

Эти законы стали катализаторами для российского рынка облачных услуг, но не стоит переоценивать их роль. Облака – это логичный этап развития технологий, продукт времени, где возможности современных дата-центров оказались помножены на широкополосные интернет-каналы и актуальные потребности современного бизнеса в быстроте развертывания и одновременной безопасности используемых информационных систем. До вступления в силу упомянутых законов российский рынок облаков уверенно прибавлял в объеме до 30% в год, и он сохранил бы высокую динамику в любом случае. Так что 152-ФЗ и 242-ФЗ просто «подлили масла в огонь»: произошёл всплеск спроса на услуги из облака со стороны не только крупного, но и верхнего сегмента среднего бизнеса, в том числе регионального, и это было довольно неожиданно. К облакам обратились не только традиционные заказчики – ритейл, банки, телеком-операторы, но и транспортные, промышленные, логистические компании.

4.      Ощущается ли на облачном рынке импортозамещение?

Тема импортозамещения пересекается с рынком облачных услуг. Облачные сервисы типа IaaS могут выступить в качестве альтернативы покупке серверного оборудования западных вендоров, тем более в свете постоянного роста курсов валют это в разы более доступно большинству компаний. Но нужно понимать, что за облаками скрывается ещё и инфраструктура сервис-провайдера, некий программно-аппаратный слой, компонентами которого являются программные продукты для управления виртуализацией (лидеры здесь – Microsoft и VMware), а также серверы, причем последние в своей массе – иностранного производства.

«Сервионика» как сервис-провайдер постоянно находится в поиске выгодных нашим заказчикам импортозамещающих облачных компонентов. Например, мы предлагаем клиентам аудит для создания «дорожной карты» импортозамещения, помогая оптимально реорганизовать собственную инфраструктуру. Одна из ключевых альтернатив проприетарным решениям - open source платформы. Например, OpenStack, на базе которой созданы многие наши облачные решения. С аппаратной точки зрения мы, например, постоянно расширяем сотрудничество с китайской компанией Huawei: компоненты флагманского решения вендора, высокопроизводительной вычислительной платформы FusionCube, используются в наших проектах.

Кроме того, «Сервионика» разработала уникальную для российского рынка виртуальную платформу РУСТЭК – сейчас она проходит испытания на соответствие требованиям ФСТЭК к информационным системам государственных органов и предназначена для управления крупными виртуальными инфраструктурами. Такие решения сейчас очень нужны государственному сектору, на базе РУСТЭК уже реализован ряд пилотных проектов.

5.      Что ждет российский облачный рынок в ближайшие годы?

Заказчики столкнулись с сокращением ИТ-бюджетов, но задача модернизации ИТ-инфраструктуры сохраняет важность и в кризис, так как еще в большей степени, чем раньше, компаниям необходимы надежность и масштабируемость и облако все чаще рассматривается как альтернатива обновлению собственного парка оборудования. Второй фактор – переход клиентов от зарубежных поставщиков к российским: нужно соблюдать новое законодательство в части обработки персональных данных, к тому же российские провайдеры активно развивали пул облачных услуг и сегодня предлагают сервисы не только дешевле, но зачастую и качественнее, чем зарубежные игроки. Так что, полагаю, нас ждёт ещё несколько лет развития при хорошей динамике, расширение предложений и сервисов, работа над качеством услуг, к чему подталкивает усиливающаяся конкуренция.

Назад к разделу