Облако для небольших компаний: как выбрать и внедрить (портал SaaS.ru, декабрь 2015)

02.12.2015
Облако для небольших компаний: как выбрать и внедрить (портал SaaS.ru, декабрь 2015)
1. Несмотря на тяжёлый кризис, рынок инфраструктурных ИТ-решений просел не так сильно, как в 2009 году, и, по наблюдениям аналитиков, показывает рост – особенно в части облачных технологий. Чем, по Вашему мнению, он обусловлен: большими проектами крупного бизнеса или массовым спросом в сегменте МСБ?

И крупный, и средний, и даже малый бизнес заинтересованы в IaaS, но у этого интереса разная природа. Ключевым драйвером спроса на IaaS для больших компаний является устаревание парка компьютерного оборудования: последние крупные вливания в корпоративную ИТ-инфраструктуру были сделаны лет 7-10 назад, в начале «сытых 2000-х». С тех пор, как российскую экономику начало «штормить», бюджеты на ИТ непрестанно «оптимизировались». При этом цикл жизни серверных технологий и систем хранения данных составляет, в среднем, 2-3 года: за это время на рынок выходит новое поколение решений и продуктов, на порядок более производительных или даже принципиально новых.

О том, что в кризис компаниям тяжело даются покупки нового оборудования, свидетельствуют данные IDC: в третьем квартале 2014 года спад на серверном рынке России составил 7,9% (по сравнению с 2013 годом), в четвертом – 2,6%, по итогам 2014 года в целом – 5,6%. Переход на облачную инфраструктуру оказывается для компании более доступным, простым и прозрачным решением, позволяющим развивать бизнес без дополнительных инвестиций в ИТ. Что касается небольших компаний, то они, зачастую, выбирают IaaS именно на старте, чтобы развивать бизнес как можно быстрее и с наименьшими издержками. По данным J’son & Partners Consulting, рынок IaaS в России вырос в 2014 году на 26%. По прогнозам Parallels от 2014 года рынок IaaS будет расти со среднегодовым темпом в 30% и к концу 2016 года достигнет отметки в 17 млрд руб. ($526 млн).

2. Какие решения в сфере облачных технологий востребованы в малом и среднем бизнесе: телекоммуникационный и CRM-инструментарий, программное обеспечение, базовое и специализированное, комплексные решения? Насколько велик спрос к тому или иному сегменту решений?

Уровень автоматизации малого и среднего бизнеса, особенно на стартовом этапе, минимален, поэтому их интересует в первую очередь то программное обеспечение, которое позволяет быстро организовать взаимодействие сотрудников и вести базовый финансовый учёт. Так что наиболее востребованы бухгалтерские программы из облака, а также облачные инструменты для современного офиса: решения для удаленных рабочих мест (DaaS – рабочий стол из облака), облачная телефония, а также CRM и СЭД системы. Для сегмента СМБ компания «Сервионика» предлагает DaaS-сервис «Удаленный рабочий стол».

Востребована и облачная платформа MakeCloud – готовое решение для полноценного запуска бизнес-процессов на облачной инфраструктуре провайдера (инфраструктура как сервис, IaaS) на основе открытого кода – платформы OpenStack. Изначально создававшаяся как «облачный конструктор» для СМБ, платформа MakeCloud стала популярной и у крупных заказчиков. Экономить время и ресурсы на ИТ важно всем, поэтому запуск серверов с удаленным доступом буквально за 10 минут и широкие возможности самостоятельного управления потребляемыми ресурсами не остались незамеченными рынком. Преимущества этого подхода – в возможности экономить на покупке физического оборудования, легком управлении потреблением арендуемых облачных ресурсов, простоте администрирования: с помощью MakeCloud справиться с управлением виртуальной ИТ-инфраструктурой можно даже без специальных знаний в области ИТ.

3. Многие компании, включая поставщиков офисных и графических пакетов, активно продвигали эти решения 2-3 года назад, но сегодня компании по-прежнему выгоднее купить бессрочную лицензию, чем платить плату за аренду. Насколько велик спрос на использование ПО в качестве сервиса? Какой именно софт востребован в МСБ для использования по этой схеме?

В среднесрочной и краткосрочной перспективе прикладной софт из облака может оказаться выгоднее. Но гораздо актуальнее сегодня не отдельное ПО в аренду, а комлексные решения, арендуемые у провайдера - заказик получает полностью готовую инфраструктуру и ПО по принципу одного окна, с гарантиями и меньшими затратами. Это гибкая схема, в которой переменные легко меняются, и она очень популярна.

4. Нередко компании малого бизнеса, внедряющие облачные технологии в области телекоммуникаций, сталкиваются с незрелыми решениями, которые адаптируются и дописываются уже в процессе использования. Это влечёт за собой дополнительные расходы, снижает интерес и отдачу от использования таких решений. Какие шаги или меры помогут компании, не обладающей достаточной внутренней экспертизой и не имеющей возможности привлекать ИТ-аудитора, помогут избежать такой ситуации?

Ситуация, которую вы описываете, достаточно парадоксальна. Ключевые поставщики облачных продуктов на российском рынке работают в этом сегменте уже несколько лет, и их решения, как правило, себя уже зарекомендовали. Все программы можно разделить на типовой и кастомизированный софт. Типовой – его еще называют готовыми решениями или решениями «из коробки» - готов к к использованию практически сразу или с минимумом настроек. Такие решения уже содержат готовый набор функциональностей и шаблонов, необходимых для поддержки ключевых бизнес-процессов. Кастомизированное ПО создается для нужд конкретной компании, и этот процесс можно сравнить с созданием костюма или платья на заказ (английский термин tailor-made solutions – как раз про этот подход: создать решение «по мерке» заказчика). Такие проекты по созданию индивидуальных решений проводятся, как правило, при участии профессионального системного интегратора.

Типовое ПО, как массовый сервис из «облака», не может быть серьезно доработано под нужды конкретной компании, поэтому оно не подходит тем организациям, где достаточно большое количество нестандартных бизнес-процессов. Вот им как раз стоит подумать о приобретении продукта в пользование, поручив специалистам компании-интегратора его настройку. С дальнейшим возможным переносом этой системы в дата-центр провайдера (IaaS) или в собственное частное облако. Что касается критериев качества продукта, то он универсален: у компании-провайдера должно быть хотя бы несколько десятков клиентов и хорошие референсы от них.

5. На какой стадии имеет смысл отказаться от дальнейшего внедрения такого «полуготового» решения, а когда это будет сделать поздно – и проще поддерживать дальнейшую доработку этого решения, чем переходить на новое?

В «облаке» не может быть «полуготовых» решений: это либо система заказчика, развернутая на ресурсах провайдера или собственных (частное облако), либо софт провайдера, установленный на серверах провайдера и арендуемый на определенных условиях (публичное облако). Система в любом из этих вариантов уже должна функционировать полноценно: облако – это модель доставки информации, а не средства её обработки. 

Материал подготовлен для портала SaaS.ru

Назад к разделу "Публикации"