ИТ-рынок: тенденции и прогнозы (портал Dailymoneyexpert, декабрь 2015)

10.12.2015
ИТ-рынок: тенденции и прогнозы (портал Dailymoneyexpert, декабрь 2015)
Декабрь - время подведения итогов и формирования прогнозов. ИТ-рынок - не исключение, а его развитие будет во многом определять модернизацию всех отраслей экономики. Отвечая на вопросы портала Dailymoneyexpert, рассказываем о ключевых трендах наступающего года. 

1. Что будет происходит на IT-рынке в 2016 году. Топ-10 трендов?
За генеральными тенденциями на ИТ-рынке следят ведущие мировые агентства, Gartner и IDC. Например, Gartner ежегодно называет 10 технологий, которые будут влиять на ИТ-рынок в предстоящем году. В 2016 году под номером один числится «взрыв устройств» (в оригинале – «the device mesh»): аналитики имеют ввиду, что количество и разнообразие пользовательских устройств, начиная от планшетов и смартфонов, заканчивая разнообразными медиа гаджетами и носимыми устройствами, стало столь велико, что компаниям придётся прилагать усилия для того, чтобы научить взаимодействовать эти устройства между собой на новом уровне. Здесь на первое место выступают технологии «интернета вещей» (IoT), которые позволяют объединять девайсы в сеть и обмениваться данными между ними: здесь и умные города, и умные производства, и подключенные и самоуправляемые автомобили, и много другого, что раньше казалось фантастикой. Также в топ-10 трендов Gartner включены:
• изменение опыта пользователей устройств (всё будет работать по-новому, и это логическое следствие первого пункта),
• развитие 3D печати и материалов для неё,
• развитие модели «information of everything» («информация везде»),
• машинного обучения («advanced machine learning»),
• автономности машин (роботизация),
• развитие адаптивной архитектуры безопасности (чтобы отражать растущие угрозы),
• а также продвинутой архитектуры ИТ-систем,
• появление смешанных моделей поставки приложений и ИТ-сервисов
• и развитие IoT платформ.

2. Что определяет развитие индустрии?
Мировая ИТ-индустрия очень сильно зависима от того, что происходит на политической и экономической сценах. С одной стороны, генеральным трендом остается цифровизация всего и вся: от телевидения до медицины и образования. Значит, государство и общество формируют запрос на всё большее количество устройств, ПО и ИТ-сервисов, которые могли бы обеспечить дальнейшее вхождение digital технологий в нашу жизнь. Это долгосрочный фактор роста для всей индустрии. С другой стороны, большинство крупных ИТ-компаний работают на глобальном рынке, и в 2015 году колебания валютных курсов, взаимные санкции ряда стран, нестабильность серьёзно пошатнули бизнес многих из них. Вот почему, по данным Gartner, в 2015 году мировые расходы на ИТ снизятся на 5,5% относительно 2014 года до 3,5 трлн долларов. Тем не менее, в постоянной валюте рост составит 2,5%, то есть он всё же присутствует. Однако, стабилизации мировых рынков пока ожидать не приходится.

3. Отличается ли развитие России в плане IT от остальных стран. На каком этапе находимся мы? Как влияет экономический кризис в стране на отрасль?
Трудно ответить на ваш вопрос в глобальном плане, поскольку ИТ отрасль состоит из многих сегментов. Например, за последние пару лет Россия сделала серьёзный и качественный прорыв в развитии электронного правительства, что нашло отражение в мировых рейтингах: по итогам 2014 года в Индексе готовности к электронному правительству ООН - 27-е место, в Рейтинге конкурентоспособности стран ВЭФ поднялись с 64 на 53 место, в Глобальном индексе инноваций INSEAD – с 62 на 49-ю строчку. Это важно, поскольку развитие e-government определяет, насколько масштабно современные технологии входят в жизнь всех граждан страны.

 Есть отрасли, где мы традиционно демонстрируем очень высокий уровень: например, это разработка ПО. Многие российские компании входят в топ-100 мировых разработчиков софта, здесь можно вспомнить успехи «Лаборатории Касперского», ABBYY, Acronis и многих других. У "Сервионики" сейчас одним из самых перспективных направлений является разработка облачных платформ на открытом коде - платформе OpenStack, эти решения востребованы крупным бизнесом и госсектором в связи с ростом интереса к облачным технологиям и задачами импортозамещения. Конкурентоспособность российских ИТ-сервисных компаний также растёт год от года: например, вступивший в силу запрет на хранение персональных данных граждан РФ за рубежом показал, что отечественные дата-центры, такие, например, как «ТрастИнфо», управляемый «Сервионикой», могут успешно справляться с возросшей нагрузкой, ничуть не уступая в качестве западным провайдерам.

4. В целом по миру предполагается, что те же банки (международные) будут увеличивать инвестиции в IT-сектор. Что будет происходить в России?
Финансовый сектор традиционно является «пионером» в ИТ-отрасли: в связи с ростом конкуренции, необходимостью оперативно и детально управлять лояльностью клиентов и соответствовать усложняющимся требованиям к безопасности данных банкам и страховым компаниям нужны современные технологии и ИТ-инструменты. Особенно в розничном банкинге, где хорошо развитые digital-сервисы, включая интернет-банкинг и мобильный банкинг, сегодня решают если не всё, то многое. Ситуация не изменится, и банки продолжат оставаться ключевыми клиентами ИТ-компаний. Посмотрите на тот же пример Сбербанка РФ: в 2014 году расходы Сбербанка на технологии составили 65 млрд рублей — это 5% операционных доходов до резервов. Это больше, чем у «Яндекса»: в 2014 году его расходы составили 35,4 млрд рублей, из них 78% пошли на расширение дата-центров. То есть «Сбербанк» - это уже по сути ИТ-компания с банковской лицензией.

5. Помогают ли современные IT-решение сокращать затраты на этот блок расходов компании, либо же наоборот — проникновение технологий во все сферы сделало их более дорогими для потребителя (затраты увеличились, потому что решений стало больше)?
Технологии – это инструмент снижения издержек на ИТ, и вопрос здесь не только в стоимости, но и в эффективности. Здесь на первое место выходят возможности ИТ-аутсорсинга и облачные сервисы. Первый предполагает передачу части или всей ИТ-инфраструктуры компании на обслуживание специализированному провайдеру: масштаб контрактов может быть разным, от обслуживания принтеров до обеспечения функционирования всей ИТ-инфраструктуры (такой проект недавно реализовала «Сервионика» для новой розничной сети «Да!», которая входит в ГК «Окей», уже обеспечена работа 35 новых магазинов в Москве и Подмосковье). По данным Tadviser, в 2014 году рынок ИТ-услуг и ИТ-аутсорсинга в России составил 286 млрд рублей, из них на ИТ-аутсорсинг пришлось более 66 млрд.

Облачные технологии в России также находятся на подъеме, так как показывают хорошие результаты с точки зрения эффективности и окупаемости: рост облачного рынка опережает общемировой уровень, а по прогнозам IDC, отечественный рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более 460 млн долл, а среднегодовой темп роста — более 50 %.

6. В какие сферы будут вкладывать IT-отделы?
У российских компаний востребованы ИТ-сервисы и ИТ-аутсорсинг, облачные технологии. Растет интерес к решениям по информационной безопасности, в том числе - для облачных сред, электронной подписи, идентификации и контроля доступа. Если брать сегмент программного обеспечения, по-прежнему актуальным остаётся внедрение аналитических систем (BI), развитие систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), в том числе в плане маркетинга и программ лояльности, а также внедрение специализированного отраслевого софта и продвинутых средств информационной безопасности.

7. На одно из первых мест в развитии бизнеса выходят данные. Почему? Как они преобразуют индустрию и профессии? В каком направлении движется эта сфера?
Информация стала центром нашей жизни. Бизнесу остается только принимать digital реальность и работать в новой, цифровой экономике. По данным Cisco, число пользователей интернета вырастет с 2,8 млрд в 2014 году до 3,9 млрд в 2019 году (51% населения планеты), а число подключенных устройств вырастет с 14 млрд до 24 млрд. Рост облачных решений сумасшедший: в 2019 году 83% трафика данных будет проходить через облака, а трафик дата-центров будет составлять 10,4 Зетабайт в год. Современный успешный бизнес может быть только цифровым, а не аналоговым.

8. Согласно некоторым исследованиям, компании стали меньше бояться облачных решений. Так ли это? Что это дает компаниям?
Людям вообще свойственно осторожное отношение ко всему новому, это нормальное явление. По мере развития облачных решений и роста предложений со стороны сервис-провайдеров в России компании убедились, что хранить и обрабатывать данные на облачном сервере намного безопаснее и надежнее, чем на собственном. Современный дата-центр – это высокотехнологичный объект, где все системы как минимум задублированы, где ведется круглосуточный мониторинг безопасности. Например, ЦОД «ТрастИнфо» соответствует уровню надежности Tier III: это очень высокий уровень (99.999%), в котором простой систем возможен не более, чем на 8,8 минут в год (!). Плюсом облаков является быстрая доступность данных для пользователей в любой точке мира, в сочетании с высокой защищенностью. Например, один из наиболее популярных видов корпоративных облачных сервисов - "рабочий стол из облака" (DaaS), когда сотрудник может получить доступ к своему виртуальному рабочему месту со всеми необходимыми офисными приложениями в любом месте и с любого устройства.

9. Есть мнение, что постепенно IT перестает быть уделом IT-директора, а становится областью, подвластной собственнику, при этом сами IT-директора перестают быть просто техническими специалистами, а становятся управленцами широкого профиля. Так ли это? Почему?

Да, и об этом уже давно говорит, например, Gartner, изобретая новые термины вроде «CDO» вместо «CIO»: уже не «ИТ-директор» (chief information officer), а «цифровой директор» (chief digital officer). Более того, теперь они вводят термин digital employee, то есть «цифровой сотрудник», утверждая, что сегодня таким является практически любой сотрудник. Это свидетельствует о том, насколько крепко срослись информационные процессы с рабочими в большинстве организаций. Неудивительно, что влияние ИТ-директоров в компаниях растет, но мы должны понимать, что это характерно только для компаний среднего уровня и выше. Малый бизнес живет по другим законам, где собственники часть выполняют ИТ-функции самостоятельно просто в силу экономии.

Назад к разделу "Публикации"