Облачная трансформация бизнеса (обзор журнала "ИКС", декабрь 2015 года)

28.12.2015
Облачная трансформация бизнеса (обзор журнала "ИКС", декабрь 2015 года)
На вопросы журнала "ИКС" ответил руководитель направления "Облачные сервисы и инфраструктурные решения" Ярослав Фаробин.

- Какие облачные решения обычно требуют изменений в организации бизнес-процессов у заказчика? Насколько кардинальными могут быть такие изменения? К каким сервисам клиенты обычно уже готовы, а для каких им нужно готовиться?

- На самом деле, переход в облако в любом случае сопряжен с изменениями: универсальных решений, которые подходили бы всем одинаково и не нуждались ни в какой «подгонке», просто не существует. Например, даже переход на Microsoft Exchange идет про двум встречным направлениям: вносятся дополнительные настройки в стандартное решение, происходят определенные изменения в организации рабочих процессов.

- Как часто заказчики отказываются от облачного проекта, если видят, что его внедрение потребует слишком больших, на их взгляд, изменений в работе компании, или считают эти изменения неоправданными и даже вредными для бизнеса компании? Чья в этом вина? Разработчика, который не сделал решения, готового к эксплуатации в реальных условиях, или заказчика, не желающего ничего менять в организации своего бизнеса?

- При планировании перехода в облако большое значение для успеха проекта имеет полнота и точность аудита, определяющего объем необходимых изменений и организационных затрат. В принципе, вполне нормальным может быть, когда компания адекватно оценивает глубину предстоящих перемен и принимает решение отказаться от проекта – как говорится, «ничего личного». Такая ситуация – хорошая проверка реальных компетенций и добросовестности сервис-провайдера: не «впаривать» услуги любой ценой, а грамотно рассказать, что и почему нужно сделать по конкретному направлению. Говорить о чьей-то вине в данном случае не является корректным.

- Всегда ли внедрение облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов? Приведите, пожалуйста, примеры, когда этого не произошло. Какие облачные сервисы чаще всего порождают такую ситуацию?

- «Облако» - это размещение, а не бизнес-процесс. Вы пользуетесь приложением независимо от того, где оно находится: на собственном сервере компании или в «облаке» у коммерческого провайдера, функционал программы от этого не зависит. Да, работая в «облаках» мы меняем какой-то элемент, одну из составляющих ИТ-инфраструктуры, но прямое влияние на бизнес-процессы происходит пожалуй только в случае размещения в «облаке» CRM-систем. «Облака», прежде всего, позволяют оптимизировать затраты на ИТ, улучшить качество предоставления информационных сервисов, но об оптимизации бизнес-процессов через перенос приложений в облака я бы не говорил.

- Чего обычно хотят заказчики от облачного проекта? Снизить затраты на закупку и эксплуатацию оборудования, повысить качество обслуживания своих клиентов, сократить простои, оптимизировать бизнес-процессы, повысить отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры, что-то еще?

- Основная цель – перейти от капитальных затрат к операционным. Кроме того, важна прозрачность и предсказуемость затрат: возможность четко понимать, сколько будут стоить те или иные информационные ресурсы в текущем и следующем месяце. «Облака» позволяют рационально использовать все ИТ-ресурсы организации и оптимизировать все виды затрат клиента на ИТ: финансовые, кадровые, временные и т.д.

- Какие происходят сдвиги в практике перевода в облако критически важных для бизнеса приложений? Как в этом отношении ведут себя крупные компании и СМБ? Есть ли какая-то зависимость между критичностью приложений для бизнеса и проблематичностью перевода их в облако?

- Как правило, подобные проекты становятся результатом очень серьезной проработки и оценки обоснованности такой миграции: необходимо убедиться, что данная ИС будет работать на облачной платформе. Только после этого возможно браться за такой проект по переносу систем или бизнес-приложений в «облака». Если говорить о сложностях переноса критически важных приложений, то в техническом плане 99% проблем на проекте такого рода решаемы. А вот оставшийся 1% - это готовность заказчика ждать итогов внедрения и тратить ресурсы.

Как правило, к такой стратегии склоняются крупные компании, готовые инвестировать в перспективу оптимизации ИТ-составляющей бизнеса. Компании сегмента СМБ обладают менее сложными бизнес-процессами и меньшим объемом данных. Они предпочитают использовать стандартные инструменты, так как это требует меньших затрат на доработки.

- Как изменились требования заказчиков к облачным сервисам? Готовы ли они к "допиливанию" решения под свои нужды и к одновременной реорганизации собственных бизнес-процессов? Насколько востребованы сейчас услуги системных интеграторов при реализации подобных проектов?

- Заказчики начали четко дифференцировать требования к сервису и инфраструктуре – и это огромное изменение. Сегодня они все чаще просят услугу, а не сервер, поэтому спрос растет на услуги сервис-провайдеров.

- По данным аналитиков, от 25% до 50% ИТ-директоров компаний в разных отраслях не связывают развитие корпоративной ИТ-инфраструктуры с облачными технологиями. Что на ваш взгляд отпугивает их от облаков? Сложность внедрения, необходимость перестройки бизнес-процессов компании, риски для информационной безопасности или непрерывности бизнеса, стоимость таких проектов, что-то еще?

- Отпугивает только одно – неизвестность, которая есть во всех перечисленных факторах: сложности, стоимости, времени. ИТ-директор компании, рассматривающий возможность миграции в «облако», похож на сапера, который составляет план по разминированию поля: 100%-ного знания, чем обернется проект по миграции в «облака», у него нет. И здесь очень важно качество работы сервис-провайдеров. Чем больше разъяснительной работы ведется, тем меньше страхов и сомнений у заказчика.

- Каковы Ваши прогнозы на развитие рынка облачных решений в России? Стимулирует ли нынешняя экономическая ситуация переход к облачным сервисам? Повлияет ли на ситуацию на рынке нынешняя государственная политика импортозамещения? Востребованность каких облачных решений и сервисов должна вырасти в ближней или в среднесрочной перспективе?

- Текущая ситуация по развитию облаков в России, связанная с импортозамещением, увеличивает интерас к использованию СПО. Но успешные внедрения таких решений требуют достаточно больших затрат, по сравнению с проприетарными решениями от вендоров, с системами курсов обучения, поддержкой и т.д. В результате инвестиции заказчика могут окупаться дольше. Бизнес же, особенно в сегодняшних условиях нестабильного рынка, заинтересован в быстром ROI. «Сервионика», как универсальный сервис-провайдер, предлагает в своих «облачных» продуктах и СПО, и вендорские решения, в отличие от многих конкурентов, предлагающих только одну из платформ – open source или проприетарную. Будущее же «облачного» рынка – распространение сервисов, построенных с учетом текущих потребностей рынка.

Назад к разделу "Публикации"