На всем готовом: какие облачные решения могут стать лучшим выбором для малого бизнеса

09.10.2015

Александр Куренков, директор по развитию онлайн-сервисов «Сервионики», о ситуации с IaaS-решениями для СМБ.

1. Несмотря на тяжёлый кризис, рынок инфраструктурных ИТ-решений показывает рост – особенно в части облачных технологий. Кто является драйвером этого роста: крупыне компании или СМБ-сегмент?

Ключевым драйвером спроса на IaaS выступают крупные компании. Причина - устаревание парка компьютерного оборудования: последние крупные инвестиции в корпоративную ИТ-инфраструктуру были сделаны лет 7-10 назад, в начале «сытых 2000-х». С тех пор, как российскую экономику начало «штормить», бюджеты на ИТ непрестанно «оптимизировались». При этом цикл жизни серверных технологий и систем хранения данных составляет, в среднем, 2-3 года: за это время на рынок выходит новое поколение решений и продуктов, на порядок более производительных или даже принципиально новых. О том, что в кризис компаниям тяжело даются покупки нового оборудования, свидетельствуют данные IDC: в третьем квартале 2014 года спад на серверном рынке России составил 7,9% (по сравнению с 2013 годом), в четвертом – 2,6%, по итогам 2014 года в целом – 5,6%. Переход на облачную инфраструктуру оказывается для компании более доступным, простым и прозрачным решением, позволяющим развивать бизнес без дополнительных инвестиций в ИТ.

Что касается небольших компаний, то в сегменте СМБ доля тех, кто выбирает IaaS на старте бизнеса, невелика, так как и активность открытия новых фирм сейчас не очень высока. Большинство организаций сегмента СМБ пытаются за счет IaaS оптимизировать свои операционные затраты на ИТ - это один из основных мотивов выбора облачной инфраструктуры. По данным J’son & Partners Consulting, рынок IaaS в России вырос в 2014 году на 26%. По прогнозам Parallels от 2014 года рынок IaaS будет расти со среднегодовым темпом в 30% и к концу 2016 года достигнет отметки в 17 млрд руб. ($526 млн).

2. Что средний и малый бизнес ищет в облаках: решения для управления корпоративными коммуникациями, CRM, прикладные решения для отдельных задач, специализированные отраслевые решения? Что наиболее популярно на этом рынке?

Уровень автоматизации малого и среднего бизнеса, особенно на стартовом этапе, минимален, поэтому их интересует в первую очередь то программное обеспечение, которое позволяет быстро организовать взаимодействие сотрудников и вести базовый финансовый учёт. Так что наиболее востребованы бухгалтерские программы из облака, а также облачные инструменты для современного офиса: решения для удаленных рабочих мест (DaaS – рабочий стол из облака), облачная телефония, а также CRM и СЭД системы. Для сегмента СМБ компания «Сервионика» предлагает DaaS-сервис «Удаленный рабочий стол». Также пользуются популярностью средства для создания резервных копий данных и прикладные решения, "заточенные" под конкретные отрасли или типы компаний: например, для автоматизации сетей зубных клиник или салонов красоты.

Востребована и облачная платформа MakeCloud – готовое решение для полноценного запуска бизнес-процессов на облачной инфраструктуре провайдера (инфраструктура как сервис, IaaS) на основе открытого кода – платформы OpenStack. Изначально создававшаяся как «облачный конструктор» для СМБ, платформа MakeCloud стала популярной и у крупных заказчиков. Экономить время и ресурсы на ИТ важно всем, поэтому запуск серверов с удаленным доступом буквально за 10 минут и широкие возможности самостоятельного управления потребляемыми ресурсами не остались незамеченными рынком. Преимущества этого подхода – в возможности экономить на покупке физического оборудования, легком управлении потреблением арендуемых облачных ресурсов, простоте администрирования: с помощью MakeCloud справиться с управлением виртуальной ИТ-инфраструктурой можно даже без специальных знаний в области ИТ.

3. Продвижение облачных решений многие провайдеры начали еще 2-3 года назад – изменилось ли мировоззрение клиентов и готовы ли они платить за аренду, а не за бессрочные лицензии? Популярно ли использование ПО как сервиса?

В среднесрочной и краткосрочной перспективе прикладной софт из облака может оказаться выгоднее. Но гораздо актуальнее сегодня не отдельное ПО в аренду, а комлексные решения, арендуемые у провайдера - заказик получает полностью готовую инфраструктуру и ПО по принципу одного окна, с гарантиями и меньшими затратами. Это гибкая схема, в которой переменные легко меняются, и она очень популярна. Например, у Microsoft есть отдельная программа лицензирования для сервис-провайдеров (SPLA) - единственная у данного вендора , которая позволяет партнеру реализовать модель pay-as-you-go, то есть оплачивать только то ПО, которое действительно использовалось конечным пользователем в тот или иной момент времени. Использовать SPLA провайдер может только в том случае, если его заказчик арендует у него также и инфраструктуру - физическую или виртуальную.

4. Насколько велик риск того, что компания, решившая использовать предлагаемое провайдером облачное решение, столкнется с незрелым продуктом? Допустим, разработчик выпускает на рынок основную функциональность в расчете на то, что расширит возможности своего решения по результатам обратной связи от пользователей. А что у клиента – не влечет ли такой подход разработчика дополнительные расходы? Какие меры помогут компании, не обладающей достаточной внутренней экспертизой и не имеющей возможности привлекать ИТ-аудитора, избежать такой ситуации?

Ситуация, которую вы описываете, достаточно парадоксальна. В «облаке» не может быть «полуготовых» решений: это либо система заказчика, развернутая на ресурсах провайдера или собственных (частное облако), либо софт провайдера, установленный на серверах провайдера и арендуемый на определенных условиях (публичное облако). Система в любом из этих вариантов уже должна функционировать полноценно: облако – это модель доставки информации, а не средства её обработки. Небольшим компаниям сегмента СМБ имеет смысл ещё до старта проекта решить, готовы ли они «тянуть» большой проект по созданию кастомизированной системы, влекущий за собой пропорциональные затраты. Приоритетнее для таких фирм, конечно, коробочные продукты. И чем раньше организации сделают правильный выбор, тем больше они облегчат себе жизнь и больше сэкономят.

Ключевые поставщики облачных продуктов на российском рынке работают в этом сегменте уже несколько лет, и их решения, как правило, себя уже зарекомендовали. Все программы можно разделить на типовой и кастомизированный софт. Типовой – его еще называют готовыми решениями или решениями «из коробки» - готов к к использованию практически сразу или с минимумом настроек. Такие решения уже содержат готовый набор функциональностей и шаблонов, необходимых для поддержки ключевых бизнес-процессов. Кастомизированное ПО создается для нужд конкретной компании, и этот процесс можно сравнить с созданием костюма или платья на заказ (английский термин tailor-made solutions – как раз про этот подход: создать решение «по мерке» заказчика). Такие проекты по созданию индивидуальных решений проводятся, как правило, при участии профессионального системного интегратора.

Типовое ПО, как массовый сервис из «облака», не может быть серьезно доработано под нужды конкретной компании, поэтому оно не подходит тем организациям, где достаточно большое количество нестандартных бизнес-процессов. Вот им как раз стоит подумать о приобретении продукта в пользование, поручив специалистам компании-интегратора его настройку. С дальнейшим возможным переносом этой системы в дата-центр провайдера (IaaS) или в собственное частное облако. Что касается критериев качества продукта, то он универсален: у компании-провайдера должно быть хотя бы несколько десятков клиентов и хорошие референсы от них. Я бы даже отметил, что именно типовой софт наиболее оптимален для компаний СМБ.

Назад к разделу "Публикации"