Эти глубокие голубые океаны: как вывести бизнес на кардинально новые рынки

15.10.2015

Чан Ким — один из пяти «лучших мыслителей мира» и по совместительству автор книги «Стратегия голубого океана», ставшей одной из самых знаменитых книг по стратегическому планированию. Она переведена уже на более 40 языков мира. «Стратегия голубого океана» рассказывает о возникновении гигантов индустрий, которые не захотели идти проторенными тропами, а избрали для себя путь инноваций, открытия новых ниш и даже целых рынков — так называемых «голубых океанов». Основываясь на 15-летних исследованиях, Чан Ким и Рене Моборн рассказывают о 150 успешных стратегиях в 30 отраслях, которые сделали «стратегию голубого океана» реальностью. Ниже мы публикуем отрывки из первой главы книги.

«… Представьте себе рыночную вселенную, состоящую из двух океанов: алых и голубых. Алые океаны символизируют все существующие на данных момент отрасли. Это известная нам часть рынка. Голубые океаны обозначают все отрасли, которые на сегодня не существуют. Это неизвестные участки рынка. В алых океанах границы отрасли определены и согласованы, а правила игры в конкуренцию всем известны. Здесь компании стараются превзойти своих соперников, чтобы перетянуть на себя большую часть существующего спроса. По мере того как на рынке становится все теснее, возможностей роста и получения прибыли становится все меньше. Продукция превращается в ширпотреб, а безжалостные конкуренты режут друг другу глотки, заливая алый океан кровью.

Голубые же океаны, напротив, обозначают нетронутые участки рынка, требуют творческого подхода и дают возможность расти и получать высокие прибыли. Хотя некоторые голубые океаны создаются за пределами проложенных границ отрасли, большинство из них все же возникает внутри алых океанов, раздвигая существующие отраслевые границы. <…> В голубых океанах конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры еще только предстоит устанавливать. В алых океанах всегда самое важное — это умение плавать, обгоняя своих конкурентов. Алые океаны никогда не утратят своего значения и останутся фактом деловой жизни. Однако когда предложение начинает превышать спрос в самых разных отраслях, бороться за долю рынка хоть и необходимо, но уже недостаточно для того, чтобы поддержать устойчивый рост. Компаниям следует выйти за рамки конкуренции. Чтобы получать новые прибыли и возможности дальнейшего развития, им необходимо создавать голубые океаны.

В ходе исследования бизнес-начинаний 108 организаций мы попытались дать количественную оценку воздействия голубых океанов на прибыль и доходы. Выяснилось, что 86% начинаний представляли собой линейное расширение, то есть подразумевали постепенные усовершенствования имеющегося рыночного пространства — в рамках алых океанов. На их долю приходилось лишь 62% от суммарного дохода и 39% от суммарной прибыли. Оставшиеся 14% начинаний были нацелены на создание голубых океанов. Они генерировали соответственно 38 и 61%. Если учитывать, что бизнес-начинания включали в себя все инвестиции в создание алых и голубых океанов (независимо от размера приносимых ими доходов и прибыли, включая и полностью неудачные проекты), то выгоды создания голубого океана очевидны.

По мере того как границы между странами и регионами стираются, а информация о продуктах и ценах моментально распространяется по всему миру, рынки-ниши и монопольные области продолжают исчезать. Предложение растет под влиянием глобальной конкуренции, однако свидетельств роста спроса по всему миру не наблюдается, статистика даже указывает на снижение количества участников на многих развитых рынках. Результатом стало все усиливающееся превращение товаров и услуг в предметы массового потребления, ужесточение ценовых войн и снижение прибылей. <…> Все это означает, что бизнес-среда, породившая в XX веке большую часть стратегических и менеджерских подходов, постепенно исчезает. В алых океанах прибавляется крови, и руководителям следует уделять больше внимания голубым океанам, нежели тем, к котором так привыкло все сонмище нынешних менеджеров».

Полностью книга доступна на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер» . Теория «голубых океанов» схожа с принципом латерального маркетинга, о котором мы писали в одной из прошлых статей. В ее основе всегда лежит креативная идея, выходящая за рамки привычной логики. Сподвигнуть сотрудников на креатив можно, если по максимуму избавить их от выполнения рутинных операций и позволить сосредоточиться на стратегически важных для бизнеса задач. Помощь в этом окажет множество облачных сервисов: например, I-Teco Service desk, помогающий предоставлять клиентам качественную техническую поддержку с минимальными затратами. Когда работа с заявками и инцидентами налажена, а на подготовку отчетов уходит несколько минут, можно сосредоточиться и на поиске идей по улучшению клиентского сервиса.

Полный текст статьи читайте в блоге i-Oblako, октябрь 2015

Назад к разделу "Публикации"