Выбираем свой формат ЦОДа (журнал 'ИнформКурьерСвязь', август 2015)

08.09.2015

Дата-центры остаются в фокусе внимания СМИ как представители наиболее динамичного сегмента рынка и как объекты законодательных изменений в сфере работы с персональными данными. Например, одно из ведущих российских ИТ-изданий, журнал 'ИнформКурьерСвязь', в этом году обращался к теме ЦОДов уже 8 раз! Теперь - в вновом аспекте: «как выбрать свой формат ЦОДа». 

На дворе новый кризис, но развитие рынка дата-центров скорректировало вопрос. В России появилось немало ЦОДов, которые по уровню безопасности, надежности и отказоустойчивости не уступают лучшим образцам корпоративных дата-центров, и теперь для большинства заказчиков актуальна другая формулировка вопроса – «как выбрать свой формат ЦОДа?». Однако поиск ответа на него свести к бродилке уже не получается, так как увеличилось количество форматов дата-центров (причем четкие границы между ними зачастую провести сложно), а критериев оценки за прошедшее время стало так много, что выбор ЦОДа теперь становится отдельным проектом, для реализации которого привлекаются специальные консалтинговые компании.

И выбрать есть из чего. Дата-центры не только разно­образят предложение собственных сервисов, строя облачные инфраструктуры и катастрофоустойчивые решения на базе собственной сети хотя бы из двух ЦОДов, но и привлекают для этого в качестве партнеров другие коммерческие дата-центры. Продвинутые заказчики упрощают себе процесс выбора тем, что для решения разных задач начинают создавать свои сети ЦОДов от нескольких провайдеров. Наверное, это более конструктивный подход, чем попытки найти единственный «идеал».

На вопросы 'ИнформКурьерСвязь' для раздела о дата-центрах ответил руководитель направления 'Облачные сервисы и инфраструктурные решения' Ярослав Фаробин.

farobin1.​ На какие услуги вы делаете ставку при продвижении вашего ЦОДа - на colocation с традиционными дополнениями или на облачные сервисы? Какие сервисы вашего ЦОДа пользуются наибольшей популярностью- ориентированные на железо или облачные? Что нужно клиентам кроме colocation? Бывают ли какие-то необычные запросы?

К необычным запросам можно отнести построение сложной инфраструктуры, в рамках которой ресурсы заказчиков, размещенные в ДЦ «ТрастИнфо» (услуга colocation) были объединены с облачными сервисами. Такие задачи уникальны для каждого заказчика, каждый проект обладает собственной спецификой, поэтому для их реализации требуется масштабный опыт и комплексное сервисное предложение, позволяющее подобрать для каждого клиента уникальный пакет услуг. По такому принципу строится сейчас структура услуг «Сервионики», одного из лидеров рынка ИТ-аутсорсинга в России, с уникальным опытом ведения таких проектов для заказчиков из разных отраслей.

2.​ Какие сервисы для вас самые выгодные? Как за последние год-два изменилось соотношение между разными услугами в структуре доходов вашего дата-центра, какой процент приходится на облачные сервисы? Каким сервисам вы сами отдаете предпочтение с точки зрения удобства или простоты предоставления, с точки зрения перспективы развития на будущее? 

Облачные сервисы – логичное продолжение развития услуг коммерческого ЦОДа. И, конечно, ни одна коммерческая организация не будет предоставлять услуги себе в убыток. Но выделить самые выгодные сервисы – не совсем верный подход, более уместно говорить о выгоде, которую получают заказчики, реализуя свои проекты на базе пакета сервисов – как облачных, так и не относящихся к этой категории. Например, аутсорсинговая служба поддержки или услуга Smart Hands не связаны с облаками, но часто используются в комплексных аутсорсинговых проектах. Именно такой комплексный подход позволяет сформировать выгодное предложение для каждого заказчика, с учетом его запросов и особенностей.

3.​ По каким принципам вы формировали портфель своих сервисов? Собираетесь ли предложить своим клиентам какие-то новые услуги или планируете развивать уже имеющиеся? Эти новые сервисы будут традиционными для ЦОДа или построенными на базе облачных технологий?

Определяющим бизнес-направлением нашей компании является сервис, и портфель услуг формируется с учетом этого вектора развития. Сейчас наша компания предлагает около 120 сервисов по 7 ключевым направлениям: аутсорсинг, ЦОД и облака, контакт-центр, разработка, внедрение и сопровождение ИТ-решений, инженерные решения, аудит и консалтинг.

Кроме того, «Сервионика» активно развивает такую компетенцию, как разработка облачных платформ, в том числе - на Open Stack и других открытых технологиях. На рынке уже представлены:РУСТЭК – автоматизированная платформа виртуализации, предназначенная для обработки и хранения конфиденциальных и персональных данных, eCloud – платформа для построения частных и гибридных облаков, MakeCloud – сервис для самостоятельного создания и управления ИТ-инфраструктурой.

4. Как ваши клиенты относятся к облачным сервисам - с энтузиазмом, с опаской, как к заурядному рабочему инструменту, как-то еще...?

На мой взгляд, с интересом. Использование облачных сервисов позволяет вывести на качественно другой уровень отказоустойчивость, надежность, гибкость – ключевые качества ИТ-инфраструктуры, а также оперативно и с наименьшими затратами реализовывать проекты. И сегодня, когда многие компании были вынуждены отложить свои планы по модернизации физической инфраструктуры, вырос интерес к облакам как антикризисной мере: ведь требования бизнеса к ИТ не снижаются, и новые подходы, позволяющие снизить издержки без потери надежности, востребованы все большим числом клиентов.

5. Изменился ли за последние год-два состав клиентов вашего ЦОДа и их требования? Какая часть клиентов приходит в дата-центр за облаками, а кому нужны только традиционные сервисы? Что больше интересует заказчиков при выборе ЦОДа - технические характеристики, конкретные технические решения, ассортимент предоставляемых услуг, наличие сертификатов Uptime Institute, организация эксплуатации ЦОДа,... что-то еще? Какие требования предъявляют клиенты к организации работы службы эксплуатации коммерческого ЦОДа?

Предоставление облачных сервисов – один из путей расширения проектов у уже имеющихся заказчиков и привлечения новых. Приоритеты в каждом проекте зависят от целей клиента. Если основная необходимая заказчику услуга - сolocation, то вопросы сертифицированности дата-центра, технических характеристик, соответствия законодательным требованиям к работе с информацией приоритетны. Если же заказчик фокусируется на облачных сервисах, требования к дата-центру также существуют, но они не столь критичны. Ключевой момент – финансовая ответственность сервис-провайдера за надежность облачной платформы и качество ее поддержки, наличие необходимого опыта у специалистов. То, что мы расширили портфель услуг, в том числе и в облачном сегменте, говорит само за себя: заказчики получают сервисы, за качество которых готовы платить.

6. На каких корпоративных заказчиков рассчитаны облачные сервисы вашего ЦОДов? Как относятся к облачным сервисам крупные корпоративные клиенты, СМБ, компании разных специализаций? Планируете ли изменить (или расширить) круг потенциальных клиентов и в какую сторону?

Сейчас в нашем дата-центре «ТрастИнфо» развернуты две коммерческие платформы – eCloud и MakeCloud. Они позволяют решить задачи крупных корпоративных клиентов и СМБ. Также «Сервионика» поддерживает один из первых российских интернет-ресурсов, посвященных выбору SaaS и IaaS решений: портал i-Oblako.ru

7. Нужно ли учитывать ориентацию на 'облака' в проекте дата-центра и как это сделать?

Это вопрос бизнес-стратегии заказчика ЦОДа, и для ответа на него нужно учесть множество факторов. Например, назначение дата-центра: строится ли он под задачи провайдера (для сдачи ресурсов в аренду) или основной задачей будет поддержка бизнес-процессов конкретной компании? Вообще это тема отдельной статьи.

Обсудить статью можно на сайте журнала 'ИнформКурьерСвязь'

Назад к разделу "Публикации"