Российский рынок ИТ-услуг: трансформация сервисной модели (TAdviser, август 2015)

05.09.2015

megrelishviliНа вопросы аналитического портала TAdviser ответил Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)

1.      Каковы главные особенности российского рынка ИТ-услуг? 

Кризис ужесточает требования к сокращению издержек, стимулируя рост интереса к оптимизации бизнеса. Сопоставление результатов рынка ИТ в целом и сегмента ИТ-услуг в частности позволяет сделать вывод: компании переориентируются на использование сервисов вместо развития собственных ИТ-ресурсов и инфраструктуры, что дает возможность снижения затрат и гибкого управления изменениями.  По данным аналитической компании PMR, российский ИТ-рынок за 2014 год снизился на 1,6% в рублях и на 17,5% в евро. В 2015 году, согласно мнению экспертов IDC, эта тенденция сохранится: падение составит 1% в рублях и 18% в валюте. Сегменты оборудования и программного обеспечения продолжат снижение опережающими темпами:  на 20% и 25% в валюте, на 3% и 9% в рублях, соответственно. Рынок услуг покажет падение на 10% в валюте, а в рублях даже ожидается рост на 9%.

Переход от модели покупки к модели аренды, которой «подвластно» сегодня все – от получения пространства в ЦОД под серверные стойки до полной передачи управления ИТ-инфраструктурой на аутсорсинг, – дает заказчику уникальные возможности для гибкого планирования и управления ИТ-инфраструктурой без капитальных затрат. По прогнозам IDC, средний темп роста до конца 2016 года превысит 50%. Наибольший интерес сохраняется к услугам IaaS и SaaS (инфраструктура как сервис и ПО как сервис).

2.     Какие тренды 2014 года на российском рынке ИТ-услуг вы можете выделить?

 

Статистика клиентских запросов показывает, что за прошедший год заметно вырос интерес к таким направлениям, как облачные сервисы (включая создание тестовых сред, документооборот, предоставление услуг электронной подписи), аренда мощностей дата-центров вместо их покупки  и  импортозамещение проприетарного ПО отечественными аналогами и решениями на базе открытого кода.

Заказчики были вынуждены пересматривать планы по развитию и модернизации ИТ-инфраструктуры. Однако требования бизнеса к надежности, безопасности и стабильности решений не снижаются, а к информационной безопасности и оптимизации издержек постоянно растут.  Вызванное экономическим кризисом снижение доступности кредитов и сокращение инвестиций привело к тому, что бизнес все чаще стремится арендовать ПО и оборудование вместо того, чтобы их приобретать. Происходит переход к облачным сервисам, ИТ-аутсорсингу и консалтинговым услугам по их применению. Этот тренд ярко охарактеризовала Линн Джурич – руководитель инновационной компании SunRun, занимающейся оснащением зданий оборудованием для использования солнечной энергии: «Все больше людей будут иметь доступ к вещам, которыми им просто не нужно владеть, они будут экономить деньги и жить лучше. И мы увидим, что компании, которые продвигают такой подход, преуспеют». 

Отвечая на потребности рынка, в начале 2015 года «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») пересмотрела структуру своего сервисного предложения: в портфеле компании более 120 услуг, распределённых теперь по семи сервисным направлениям, соответствующим наиболее актуальным задачам заказчиков. Благодаря этому упрощен выбор нужных клиенту услуг, а компания сфокусировалась на наиболее востребованных услугах, сохранив при этом «зоны роста». Кроме того, мы вывели на рынок новую услугу «Дорожная карта импортозамещения», позволяющую каждому заказчику получить четкий план замены проприетарного ПО и оптимизации ИТ-инфраструктуры организации.

3.     Какие из сегментов ИТ-услуг (мобильные приложения, облачные сервисы, консалтинг, интеграция и т.п.), которые вы оказывали в 2014 году, показали наибольший прирост? Что стало драйвером роста?

 

Для «Сервионики» основными областями роста стали облачные сервисы (в частности, летом 2015 года компания вывела на рынок уникальное для России решение – виртуальную сервисную платформу «РУСТЭК»), услуги дата-центра. Также активизировались направления аутсорсинга сервисов печати, электронного документооборота. Развитие получили и новые направления – комплексное обслуживание крупных инфраструктурных объектов, клининг.

4.     Наблюдаете ли вы тенденцию перехода компаний, работающих в России, от зарубежных провайдеров услуг к отечественным поставщикам? 

Законодательные изменения в сфере работы с персональными данными привели к росту потребности в услугах российских ЦОД. Ряд компаний уже провел миграцию из зарубежных дата-центров на российские площадки. Многие заказчики приняли такое решение еще в начале года, так как в связи со значительными колебаниями курса валют  затраты на услуги зарубежных поставщиков многократно выросли. Сравнивая возможности российских и зарубежных поставщиков, клиенты отмечают значительный рост качества сервисных предложений, ведь рынок услуг ЦОД за последние годы стремительно развивался. По данным Git in Sky, на конец 2014 года основные коммерческие дата-центры России уже были заполнены на 90%.

5.     Какие тренды будут преобладать на российском рынке ИТ-услуг в краткосрочной перспективе (до трех лет)?

Стратегия импортозамещения станет импульсом для развития российских решений,  расширения состава зарубежных вендоров, с которыми сотрудничают российские компании, а также для новой волны систем на базе открытого кода. Уже сейчас активно  растет российское сообщество OpenStack – одной из наиболее популярных и динамично развивающихся открытых платформ для построения облачных решений. 19 июля платформа отметила свое пятилетие, за эти годы создано более 20 млн строк кода. В настоящее время проект поддерживают более 500 компаний, а также 27300 разработчиков и пользователей в 167-ми странах мира. «Сервионика» является одним из активных участников российского сегмента сообщества OpenStack, создав уже несколько платформенных решений на базе этой технологии. В 2014 году на рынок выведена наша виртуальная сервисная платформа «РУСТЭК» для крупных компаний, холдингов и госструктур, а с 2012 года успешно работает первый в России сервис публичного облака, полностью реализованный на OpenStack, – «облачный конструктор» MakeCloud.  ПО с открытым кодом позволяет получить решение под собственные задачи намного быстрее, чем при разработке с нуля.

Спрос на отечественные решения будет расти в тех областях, где критически важен высокий уровень защиты данных. В этом направлении наиболее перспективной задачей является создание защищенной платформы виртуализации на базе свободного программного обеспечения с использованием отечественных микропроцессоров. 

Полный текст обзора рынка ИТ-сервисов читайте на сайте TAdviser

Назад к разделу "Публикации"