Скрыто за облаками, или Зачем нужен 'облачный сервис' (портал 'Роснаука', август 2015)

04.09.2015

farobin

Что такое «облачный сервис» и зачем нужно хранить ценную информацию где-то там, «в облаке»? На вопросы портала 'Роснаука' о технологиях, которые уверенно шагают по миру, ответил Ярослав Фаробин, руководитель направления 'Облачные сервисы и инфраструктурные решения' компании 'Сервионика' (ГК 'Ай-Теко'). 

 1. Понятие «облачный сервис» ассоциируется с Интернетом и чем-то, что невозможно пощупать, но оно есть…

 Упрощенное, но вместе с тем практически точное определение уже содержится в самом этом вопросе: облачный сервис – это услуга, которая оказывается пользователю компьютера таким образом, что он подключается к ней через сеть Интернет, а все процессы по обработке данных происходят у провайдера, то есть они скрыты от пользователя «за облаками». Это очень удобно, поскольку снижает требования к пользовательским устройствам до минимума, в то время как у провайдера могут работать для сервиса очень мощные серверы. У «облачных» услуг множество преимуществ: это и простота развертывания, и дешевизна, и легкость подключения к работе. Поэтому с момента запуска первого «облака» в массы в 2006 году американской компанией Amazon эта модель получила самое широкое распространение во всём мире. Классический пример, понятный всем,  – почта Google Mail и средства совместной работы над документами в ней.

 2. Какая база необходима для облачных технологий?

Как таковая научная база для развития облачных технологий не нужна. «Облака» – не велосипед, который нужно было изобрести заново: все компоненты таких инфраструктур и сервисов давно существовали. Все, что было необходимо для мировой клаудизации, – это повсеместное распространение широкополосного фиксированного и мобильного Интернета, чтобы данные могли распространяться на дальние расстояния с большой скоростью. Как только проникновение скоростного Интернета в развитых странах достигло определенного уровня, исход «в облака» стал по-настоящему массовым. Но для кросс-взаимодействия облачных сервисов очень важны вопросы стандартизации, чтобы все провайдеры услуг поддерживали стандарты и протоколы, позволяющие данным легко перемещаться из одного «облака» в другое. Над этим работают профессиональные ассоциации - Cloud Security Alliance (CSA) и другие. 

 3. Расскажите о самых интересных ваших разработках, как их создают и какие технологи применяют? Вы занимаетесь разработкой или внедрением искусственного интеллекта?

Наш конёк – это облачные решения, и на данный момент у «Сервионики» есть подобная линейка собственных продуктов: магазин облачных сервисов, облачный конструктор на базе OpenStack для малого и среднего бизнеса MakeCloud, платформа для построения виртуальной ИТ-инфраструктуры eCloud и другие. 
Последнее наше решение – РУСТЭК, которое по функциональным возможностям и комплексности решаемых задач не имеет аналогов на российском рынке. Платформа РУСТЭК предназначена для развёртывания частного облака как на стороне заказчика, так и на базе управляемого «Сервионикой» дата-центра «ТрастИнфо». Создаются подобные решения программистами «Сервионики»: например, только на разработку РУСТЭК было потрачено 24 тыс. человеко-часов

4. Безопасно ли использовать такие технологии, когда вопрос стоит о банковской сфере, энергетике, медицине, оружии, ведь помимо умных программ всегда присутствует человеческий фактор, который может эту программу исказить, отключить или перенастроить?

Для большинства компаний переход в облако – это как раз возможность избежать влияния пресловутого человеческого фактора. До развития сервисных ИТ-компаний все организации и предприятия были вынуждены обслуживать свои компьютерные сети самостоятельно. А теперь представьте, что может произойти, если в компании 'приходящий сисадмин', и как раз в тот день, когда он приходить не должен, у бухгалтера зависает намертво сервер с 1С - и, конечно же, это оказывается последний день сдачи отчетности в налоговые органы. Это катастрофа, чреватая не только потрепанными нервами, но и реальными финансовыми потерями для компании. Но услуги облачных сервис-провайдеров 'катастрофоустойчивы': у нас трудятся только самые опытные профессионалы, решая вопросы заказчиков в режиме 24 на 7, непрерывность предоставления сервиса гарантируется провайдером. Вот и думайте, что же в итоге безопаснее.

 3Компания IBM собирается готовить по всему миру разработчиков облачных сервисов, для чего? Есть ли нехватка в таких специалистах?

Сфера ИТ – очень молодая и быстро меняющаяся, поэтому неудивительно, что академическая платформа для подготовки ИТ-кадров только формируется. Технологии сменяют друг друга с такой скоростью, что университеты не успевают за ними. Лучший путь не отстать от прогресса - сотрудничать с ИТ-компаниям, формируя на базе своих кампусов R&D центры. Центры разработок существуют и у всех крупных вендоров: именно здесь куются все ИТ-продукты завтрашнего дня. Новые технологии рождают спрос на специалистов, которые раньше просто не существовали: по управлению большими данными, data mining, бизнес-анализу и так далее. Супер-профи всегда не хватает, и они всегда нарасхват: такой человек должен обладать не только широким ИТ-кругозором, но и способностью постоянно учиться самостоятельно. 

Обсудить публикацию и задать вопрос автору можно на портале 'Роснаука'. 

Назад к разделу "Публикации"