Доступный мониторинг ИТ-инфраструктуры (портал 4CIO, июнь 2015 года)

29.06.2015

shumilinС развитием бизнеса усложняются требования к технологической основе всех бизнес-процессов современной компании – ИТ-инфраструктуре. С одной стороны, чем больше парк оборудования, тем выше затраты на сотрудников, отвечающих за его обслуживание и администрирование. С другой стороны, оперативно устранять инциденты и сбои станет сложнее – а к чему могут привести даже кратковременные отказы сервисов для тех компаний, которые напрямую зависят от ИТ (банки, телекоммуникационные операторы, интернет-магазины и весь сегмент FMCG), все мы прекрасно знаем. Речь идет не только о финансовых потерях, но и о репутационных рисках, а также о вполне реальных проблемах с регулирующими органами. Впрочем, сегодня трудно найти отрасль, которая не зависела бы от ИТ, поэтому вопросы мониторинга работы ИТ-инфраструктуры волнуют специалистов компаний из самых разных сфер деятельности. О наиболее типичных ситуациях и их развитии 'с мониторингом и без' рассказал Дмитрий Шумилин, руководитель направления компании 'Сервионика' (ГК 'Ай-Теко'), в экспертной колонке на портале 4CIO

Мониторинг ИТ-инфраструктуры позволяет обнаружить «слабые места», причем современные решения активно используют для этого инструменты предиктивной (прогнозной) аналитики. Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на основе уже имеющегося «дневника наблюдений» за ИТ-инфраструктурой, найти те самые «бутылочые горлышки», где необходимо внести изменения в первую очередь – все это вполне под силу современным решениям для мониторинга. Рассмотрим несколько типичных ситуаций: как они развивались бы с системой мониторинга и без нее.

  • Оборудование, поддерживающее работу критически важных бизнес-приложений, может выходить из строя постепенно. На незначительное падение производительности работы системы – один из типичных «симптомов» - могут просто не обратить внимание. И через некоторое время оборудование… просто отказывает, что приводит к параличу связанного бизнес-процесса и, возможно, потере ценных данных. Будь здесь установлена система мониторинга, она бы предупредила о возможной проблеме заранее, позволив инженерам вовремя принять решение и начать действовать: заменить или починить «потенциально опасное» оборудование.
  • Другая распространенная практика – фиксация заявок пользователей о неработоспособности или неудовлетворительной работе сервиса, оборудования или информационной системы. Зачастую эту информацию системные администраторы собирают вручную: через систему Service Desk, либо по результатам анкетирования пользователей. Благодаря системе мониторинга ИТ-инфраструктуры необходимость в подобных процедурах полностью отпадает: система будет контролировать все узлы ИТ-инфраструктуры, сообщая о рисках и сбоях задолго до того, как их заметят пользователи.
  • Мониторинг – не самая любимая задача системных администраторов, если ее приходится выполнять вручную. Поэтому автоматизация процессов мониторинга упрощает жизнь ИТ-специалистов: им больше не нужно беспокоиться, например, о том, что выйдет из строя жесткий диск на сервере. О возрастающем риске аварии система предупредит специалистов автоматически, по электронной почте или SMS. Будь то собственные сотрудники или внешний подрядчик – у специалистов будет достаточно времени принять меры и не допустить аварии.
  • Чем сложнее ИТ-инфраструктура, тем труднее понять причину тех или иных проблем: допустим, приложение периодически «вылетает» у части пользователей, и происходит это то ли из-за проблем с сетевым или серверным оборудованием, то ли из-за некорректных настройек служб операционной системы, либо причина –недоработка в прикладном софте. При «плавающих» ошибках и недостатке комплексной информации о работе всех составляющих ИТ-инфраструктуры найти причину проблемы очень сложно, и именно система мониторинга может в этом помочь. Для анализа работы бизнес-приложения как ИТ-сервиса в системе проводится круглосуточный непрерывный мониторинг всех уровней – от оборудования серверной и загруженности каналов связи до «поведения» операционных систем и прикладного ПО. В результате можно не только докопаться до корней проблемы, но и выстроить индивидуальную систему оповещений: сигнал о неисправности бизнес-приложения или оборудования может автоматически поступать непосредственно к сотрудникам, отвечающим за данные участки.

Среди представленных на ИТ-рынке решений особого внимания сегодня заслуживают системы с открытым кодом. Не уступая по функциональности и надежности проприетарным решениям крупнейших мировых ИТ-вендоров, они обладают сразу несколькими преимуществами. Традиционно ключевым плюсом считалась возможность сэкономить на лицензионных отчислениях. Сегодня, в условиях новых реалий рынка, чашу весов в сторону открытого кода склоняют также такие факторы, как независимость от международных экономических санкций, открытый API, поддержка сообществ разработчиков. Хорошим примером системы мониторинга ИТ-инфраструктуры на базе открытого кода класса “все в одном” может служить решение Zabbix. Начавшись с личного проекта Алексея Владышева, сегодня оно разрабатывается и поддерживается компанией Zabbix SIA, действующей не только как коммерческая структура, но и как центр международного сообщества разработчиков.

Систему Zabbix можно скачать и внедрить самостоятельно, она распространяется совершенно бесплатно по лицензии GPL версии 2, поддерживает централизованный мониторинг всех элементов ИТ-инфраструктуры: оборудования (процессоры, память, жесткие диски и т.д.), сетевых устройств (маршрутизаторов, коммутаторов, систем хранения денных и т.д.), любых операционных систем, виртуальных машин на платформе VMWare, межплатформенного ПО (Java Application Server, JBoss, Tomcat, Oracle Application Server), любых баз данных, веб-сервисов и бизнес-приложений. Данные о работе всех элементов ИТ-инфраструктуры система Zabbix собирает несколькими методами, включая собственные агенты, SNMP версий 1,2,3, IPMI, трапперы, SSH и Telnet. Если же заказчику необходима квалифицированная техническая поддержка на коммерческой основе, то ее оказывает как сама компания Zabbix CIA, так и ее локальные партнеры. В России первым сертифицированным партнером является ГК “АйТеко” – компания «Сервионика», входящая в ее состав, осуществляет не только техподдержку, но и обучение пользователей.

В сентябре 2015 года вендор готовит к выходу новую версию Zabbix – как рассказывал на недавней встрече пользователей сам Алексей Владышев, в ней будет сделан акцент на удобство визуализации (хотя система уже сейчас обладает широкими возможностями создания и модификации интерфейса) и богатство аналитических возможностей: создание пользовательских графиков, комбинирующих множество элементов данных в одном месте; карты сети; отчеты; слайд-шоу и т.д. Настройка и добавление новых устройств в базу данных Zabbix крайне просты: новые устройства обнаруживаются автоматически. Важно то, что система предельно гибкая и позволяет настроить мониторинг бизнес-процессов заказчика путем сбора данных из любых бизнес-приложений, готовых предоставить данные в любом удобном для работы виде.

Принять участие в обсуждении материала можно на портале 4CIO и на странице 'Сервионики' в FaceBook

Назад к разделу "Публикации"