IT-аутсорсинг готовится к росту (РБК, май 2015)

31.05.2015

megrelishviliРоссийский рынок IT-аутсорсинга со времен предыдущего кризиса «повзрослел» и, судя по всему, наконец «выстрелит» в новой непростой экономической ситуации. Сегодня сегмент удерживает показатели пусть небольшого, но роста на фоне общего спада рынка IT. А интерес заказчиков к услугам внешних поставщиков усиливается с каждым днем. 

Как повлиял экономический кризис на рынок ИТ-аутсорсинга? Что нового требуют клиенты и предлагают поставщики аутсорсинговых услуг? На вопросы РБК ответил Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»).

Отмечаете ли вы увеличение спроса на услуги ИТ-аутсорсинга?

Рынок ИТ-аутсорсинга в России перешел к этапу консолидации 2-3 года назад, и сегодня более правильно говорить не только о спросе, но и о новом уровне зрелости взаимоотношений между его участниками: в условиях кризиса заказчики становятся более требовательными, а аутсорсеры – более клиентоориентированными. Интересно, что в 4 квартале 2014 года рост рынка ИТ-аутсорсинга в России составил, по оценке IDC, 4 % - хотя этот квартал стал одним из самых сложных для ИТ-рынка и экономики в целом. При этом «скидку на кризис» аутсорсерам ожидать не стоит: в условиях сокращения бюджетов клиенты заинтересованы в получении не менее качественного сервиса, чем раньше, и в еще более высоких показателях ROI и эффективности бизнеса.

Особенно активно развивается спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Заказчики, уже имея опыт аутсорсинговых проектов по базовым задачам, более уверенно чувствуют себя в крупных проектах, ориентированных на комплексные задачи. Выигрышная стратегия для аутсорсера – быть бизнес-партнером, помогать клиенту в долгосрочном развитии бизнеса, а не только в обслуживании текущих потребностей. При таком подходе даже в кризисное время можно выводить на рынок новые услуги, с учетом изменившихся потребностей каждого конкретного заказчика. Например, с начала 2015 года в нашем сервисном портфеле появилась «Дорожная карта импортозамещения» - услуга аудита, ориентированная на компании, находящиеся в поиске альтернатив импортному оборудованию и ПО.

Какие услуги/формы аутсорсинга сейчас наиболее востребованы?

Сохраняет свои позиции мультисорсинг – подход, при котором заказчик сотрудничает с несколькими подрядчиками либо передает на аутсорсинг отдельные функции или задачи, сохраняя за собой поддержку основных функций. Принято считать, что таким образом минимизируются риски. Однако минусом мультисорсинга являются высокие затраты заказчика на администрирование: контроль работы разных исполнителей, организация взаимодействия подрядчиков, документооборот.

Поэтому набирает популярность подход «одного окна», когда заказчик получает максимум услуг от одного поставщика. Следуя этому принципу и изучив потребности клиентов, «Сервионика» в 2014 году открыла несколько новых направлений, смежных с «классическим» ИТ-аутсорсингом: аутсорсинг управления недвижимостью, клининг, услуги контакт-центра в сфере телемаркетинга и оценки лояльности клиентов и ряд других. Плюсы этой модели для аутсорсера и заказчика – возможность выстраивать долгосрочные отношения, ориентированные на полную сервисную поддержку. От аутсорсера этот подход требует серьезной подготовки: инвестиций в подготовку персонала и материальной базы, сформированной системы управления качеством всего комплекса предоставляемых услуг – эти задачи «Сервионика» решала в предкризисный период.

Сохраняет свою популярность услуга co-location – размещения оборудования в коммерческом ЦОДе. Приток новых клиентов здесь идет, в основном, со стороны компаний, ранее использовавших зарубежные ЦОДы: валютные колебания и изменения в законодательстве побуждают их переносить оборудование и данные в Россию. И зачастую оказывается, что это выгоднее не только в плане финансов, но и в плане уровня сервиса и профессионализма провайдеров.

Что сейчас препятствует продвижению аутсорсинга в России?

Общая нестабильность рынков, которая заставляет заказчиков выжидать, откладывать запланированные проекты, сокращать бюджеты. Но уже очевидно, что новым драйвером рынка может стать импортозамещение: зарубежное оборудование и ПО стали менее доступными, и многие заказчики рассматривают в качестве альтернативы планам по модернизации своей ИТ-инфраструктуры переход в облако, строительству собственного ЦОДа – аренду ресурсов и оборудования в коммерческом ЦОДе. Эти услуги ИТ-аутсорсинга сегодня лидируют наряду c co-location.

Другой аспект импортозамещения – обеспечение информационной безопасности и увеличение доли российских ИТ-разработок. Аутсорсинговая компания, обладающая необходимыми компетенцими, может предлагать клиентам консалтинговые услуги по выбору, внедрению и поддержке решений с открытым кодом, собственные разработки в этой области. Например, «Сервионика» с 2012 года компания вывела на рынок 3 облачных платформы собственной разработки, в том числе – на открытом коде. Сейчас флагманским решением «Сервионики» является виртуальная сервисная платформа «РУСТЭК», созданная на базе OpenStack – одной из наиболее популярных и активно развивающихся облачных платформ. 

Полный текст обзора читайте на сайте РБК

Назад к разделу "Публикации"