Быстрый и еще быстрее (авторская колонка Евгения Щепилова, руководителя «Сервионики», на Digit.ru)

26.10.2012

Евгений Щепилов, руководитель «Сервионики», считает, что сейчас уникальное время для профессионального роста IT-специалистов, и такую возможность им дает стремительное развитие облачных технологий. Достаточно ли просто прибавить к привычным названиям профессий слово 'облачный', чтобы выйти на новый профессиональный уровень?

Читаю в одном IT-издании обзор «10 наиболее популярных облачных профессий» и не могу не задаться вопросом: «кто все эти люди?» В обзоре упоминаются «облачный архитектор», «облачный разработчик», «облачный сейл», «разработчики облачных сервисов» (не путать с облачным разработчиком — он технологии разрабатывает), «облачный инженер по внедрению», «облачный сисадмин», «облачный консультант» и не менее облачные продакт-менеджер, разработчик инфраструктурных решений и сотрудник техподдержки. Откуда, из каких облаков возьмутся они, причем в самые кратчайшие сроки?

Уважаемое издание трудно заподозрить в игре словами. Рыночная реальность такова, что IT-специалистам действительно придется добавлять к своим компетенциям приставку «облачный», если они не хотят остаться в прошлом веке. И добавлять обоснованно: в результате обучения, переподготовки, дополнительного образования и сертификации.

Для работы с решениями крупных вендоров нужны специалисты с достаточно серьезными компетенциями. При этом сами вендоры порой испытывают недостаток в таких специалистах, так как продукты развиваются быстрее, чем успевают подготовить персонал для их внедрения. Отсюда сложность обучения кадров.

Чтобы создать систему, адаптируемую к любым запросам заказчика, нужны высококомпетентные люди. Их обучение — это задача вендора и интегратора, причем нужно не просто дать теорию, но и подготовить людей к реальной практике внедрения и эксплуатации решений. Вендоры активно проводят такие стажировки. Интеграторы используют знания вендоров, дополняют их своими практическими знаниями, полученными в ходе эксплуатации решений вендоров в реальных бизнес-условиях, и «возвращают» эти знания вендору, чтобы он их применил для дальнейшего развития продуктов. Весь этот цикл когда-то длился годами, а теперь должен уложиться в считанные месяцы. Вот мы и видим: только что-нибудь внедрил в эксплуатацию — у вендора появилась новая фича, и опять нужно это изучать, учиться внедрять, интегрировать и поддерживать. На это нужны рабочие руки.

На рынке сейчас есть в основном узкие специалисты, причем с набором компетенций, которые не всегда могут соответствовать современным потребностям. Получается, что для успешной работы в новых условиях люди должны обладать более широким кругозором и желанием узнавать новое. Все развивается быстро, мало реализованных проектов. По пальцам можно пересчитать компании на российском рынке, которые говорят о том, что у них есть собственные облачные продукты — и еще меньше тех, у кого эти продукты есть в реальности: с состоявшимися внедрениями, стратегией развития, ресурсами для реализации проектов.

Например, виртуализация: людей с реальным опытом в этой области очень мало просто потому, что сама эта тенденция очень молода. Даже на фоне динамичности IT в принципе, новые облачные технологии развиваются так, что через три месяца может быть совершенно другая картина продуктов. При работе с большими мировыми вендорами накапливается огромный опыт, и это действительно интересно и мотивирующе для персонала.

Это вполне нормальная ситуация для формирующегося рынка. И начинать все же приходится не с нуля: крупные вендоры типа IBM или HP свою облачную среду строят на решениях, которые уже давно на рынке известны — Tivoli, HP Operation. Соответственно, есть значительное количество специалистов по поддержке этих решений, и задача — дополнить и расширить их компетенции.

Их не надо обучать с нуля — это значительная экономия денег и времени. Кроме того, это хорошая новость и для самих специалистов: не нужно менять квалификацию, нужно просто проявить интерес к новым решениям и воспользоваться шансом сочетать уже имеющийся опыт с новыми знаниями. Приятный бонус для любого профессионала — работа с инновационными решениями, участие в их развитии, возможность первым «застолбить» перспективную область и получить новые знания.

Есть здесь и риски. В основном — для работодателя. Он инвестирует в обучение персонала, освоение новых технологий. Он рискует потерять эти инвестиции, если специалист уходит в другую компанию. Для сотрудников ситуация, когда компания входит в новые технологии, начинает новое направление, выгодна — в случае, если они готовы делать эту работу, осваивать новые компетенции и передавать знания другим.

На этапе старта нового направления все занимаются всем, и постепенно вырисовываются компетенции. В противном случае специалист может оказаться в изоляции и просто не получить доступа к интересным проектам, которые будут делать его коллеги. Прошлые заслуги не дают 100% гарантии. Но позиция эксперта, готового передавать знания другим, более выгодна и эксперту, и его коллегам, и работодателю.

Если рынок IT вообще динамичный и в нем сложно загадывать, каким он будет через три года, то в сфере облаков, которая сейчас является наиболее передовой — иной раз не берешься предказать и на три месяца вперед. Ни один клиент не может себе позволить такую интенсивность подготовки сотрудников внутренних подразделений. Так что провайдеры и интеграторы выступают в роли первопроходцев — тех «первых рук», из которых потом получают информацию сотрудники IT-подразделений клиентов.

Источник: Digit.ru 

Назад к разделу "Публикации"