Курс за облака (Журнал сетевых решений/LAN, апрель 2015 года)

23.04.2015

Кому кризис, кому бизнес. Непростая экономическая ситуация способствует повышению привлекательности ИТ-аутсорсинга, поскольку компаниям недостает свободных средств, которые можно направить на развитие собственной инфраструктуры. В последние годы спрос на облачные сервисы рос намного быстрее, чем на аренду стоек и размещение оборудования (колокейшн). С падением курса рубляих ценовая привлекательность еще более выросла по сравнению с приобретением собственных вычислительных ресурсов.

Колокейшн остается основной статьей дохода для большинства операторов коммерческих центров обработки данных, причем некоторые из них развивают преимущественно это направление, считая, что в краткосрочной перспективе потенциал у облачных сервисов невелик. Вместе с тем аутсорсинг инфраструктуры зачастую является первым шагом на пути к использованию облачных услуг: сначала заказчик задумывается о размещении собственного оборудования, потом о его аренде, затем об аренде виртуальных серверов и наконец дело доходит до аренды приложений. Помимо необходимости экономить, в сложной экономической ситуации расширению спроса на услуги российских КЦОД способствуют и законодательные инициативы — о недопустимости хранения персональных данных россиян на зарубежных ресурсах. О том, какое влияние перечисленные факторы способны оказать на бизнес КЦОД, 'Журнал сетевых решений/LAN' в специальном выпуске к Форуму 'Мир ЦОд' опросил ведущих российских операторов ЦОД и провайдеров облачных услуг. В опросе принял участие Михаил Луковников, директор дата-центра 'ТрастИнфо', находящегося под управлением компании 'Сервионика'(ГК 'Ай-Теко'). 

lukovnikovВ Европе рынок колокейшн переживает фазу активного роста, тогда как рынок облачных услуг характеризуется как инертный. Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке? Какие вы видите преимущества и выгоды для себя и для заказчиков от предложения облачных услуг вдобавок к колокейшн в краткосрочной перспективе?

Я бы не стал называть рынок облачных услуг в Европе инертным. Например, по прогнозам Markets&Markets, ожидается рост этого рынка примерно на 17,6% в год, начиная с 2013 года. По части предоставления публичных облаков Европа является вторым по величине рынком в мире после США, занимая почти 20%, отмечается серьезный сдвиг потребительской активности от традиционного хостинга в пользу IaaS и рост облачной выручки в структуре доходов провайдеров.

Подобные тенденции характерны и для российского рынка облачных сервисов – с поправкой на то, что он начал формироваться позже европейского, поэтому и фаза роста у него более  активная. Мы отмечаем усиление интереса российских заказчиков к облачным услугам с каждым годом – все больше компаний узнают о  преимуществах облаков, для них надежность и доступность таких услуг – уже не маркетинговые слоганы, а реальный опыт, полученный собственным путём или конкурентами. Да, колокейшн остаётся основной статьей дохода рынка коммерческих ЦОД в России, но пропорция будет постепенно меняться в пользу облачных услуг.

Напомню, что в России рост облачного рынка опережает общемировой уровень: по прогнозам IDC, отечественный рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более 460 млн долл, а среднегодовой темп роста — более 50 %.

Как изменились потребности/запросы заказчиков и структура спроса на услуги КЦОД в целом на рубеже 2014/2015 года — иначе говоря, какими услугами в первую очередь интересуются заказчики и какие свои задачи они хотят решить при обращении к услугам ЦОД?

В первую очередь, рост спроса отмечается в сегментах SaaS и IaaS, тогда как сегмент PaaS ещё формируется. Мы предоставляем полный спектр услуг: помимо предоставления мощностей в аренду, «ТрастИнфо» является основой инфраструктуры собственных облачных сервисов «Сервионики»: eCloud и MakeCloud (IaaS), а также i-Oblako (витрина SaaS-решений). По итогам 2014 года наша компания стала лидером российского ИТ-рынка в сегменте IaaS (по данным J’son&Partners).  

В конце 2014 года мы вывели на рынок новую виртуальную сервисную платформу «Ру-Стэк» - по сути, это «облако из коробки», заказчик может развернуть его самостоятельно в любой среде – как в собственном, так и в арендуемом ЦОДе, распределить между несколькими ЦОДами, оперативно управлять и учитывать ресурсы. Это решение универсально и подходит как провайдерам облачных сервисов, так и компаниям, создающим облачную инфраструктуру для поддержки собственных бизнес-процессов.

Среди наших услуг аренды есть также предложения по аренде СУБД и «ЦОД как сервис».

Как повлияло на конкурентоспособность и привлекательность услуг российских КЦОД по сравнению с западноевропейскими ЦОД падение курса рубля и общая экономическая и политическая ситуация?

Валютные колебания существенно повлияли на способность российских компаний расплачиваться за услуги иностранных сервис-провайдеров. Не секрет, что многие российские компании делали выбор в пользу западных ЦОДов, чье конкурентное преимущество порой составляла только низкая цена услуг – причем такие провайдеры оказывали далеко не премиальные сервисы, экономя буквально на всем. С ростом курса евро услуги этих компаний стали стоить существенно дороже в пересчете на рубли, так что сервисы российских кЦОДов оказались не только сравнимо более доступными, но и еще гораздо более высокими по качеству, какими они и являлись всегда. С вступлением с 1 сентября 2015 года в силу новых законодательных норм, предписывающих обрабатывать персональные данные граждан РФ только на российской территории, размещение данных на зарубежных серверах хостинг-провайдеров вообще теряет актуальность. Многие заказчики сейчас переносят свои данные в отечественные дата-центры, и «ТрастИнфо» благодаря своей надежности и масштабу является одним из наиболее востребованных.

Как поправки к ФЗ 152 «О персональных данных» о необходимости хранить ПД на российских серверах повлияли (или могут повлиять) на спрос на услуги КЦОД в связи с необходимостью возвращения данных в Россию?

То, что эти поправки окажут влияние на рынок кЦОД, не подлежит сомнению. Вопрос только в том, когда начнется «великий исход» российских персональных данных с зарубежных серверов. До вступления в силу законодательных изменений с 1 сентября 2015 года осталось всего несколько месяцев, но у участников рынка остается открытым вопрос о четкой формулировке термина 'персональные данные'. Трактовки - от ФИО и номера паспорта до всей информации, размещенной конкретным человеком в сети. Именно поэтому пока никто не берется оценить объем персональных данных российских граждан, хранимых за рубежом. Также пока неизвестно, какие именно бизнесы затронет закон. И чем позднее будут даны разъяснения, тем меньше времени будет у компаний на то, чтобы принять меры. А на строительство собственных дата-центров у крупных и средних игроков времени уже не останется: такой проект занимает несколько лет, к тому же в Москве и Московском регионе, где уже сосредоточено 70% всех российских площадей дата-центров, найти возможность для строительства нового объекта крайне сложно, а в регионах это может осложниться недостаточно развитой инфраструктурой.

Что именно подлежит репатриации на практике - физические серверы, виртуальные серверы, базы данных? Как будет проходить эта процедура? Какие трудности у заказчиков при этом возникают или могут возникнуть?

Закон регламентирует именно обработку и хранение данных, а не физического оборудования, так что вопрос с «железом» в данном случае вторичный. Компании, которые размещали в дата-центрах за рубежом собственное оборудование, будут вынуждены распродавать его или ввозить в Россию. Но я все-таки думаю, что таких меньшинство: большая часть организаций именно арендовала вычислительные мощности.

Вопрос с данными гораздо более сложный, и здесь возможны два пути. Первый – попытаться вычленить из информационных систем ту часть, которая хранит и обрабатывает персональные данные, и затем реорганизовать весь контур информационных систем таким образом, чтобы разместить отдельную подсистему по их обработке именно в России. Задача эта на самом деле очень сложная и не тривиальная, требующая времени, которого уже фактически не осталось. Второй путь – полный перенос информационных систем и всех данных в РФ. Я думаю, что именно этот путь будет массовым. 

Полный текст обзора доступен в pdf-версии журнала

Назад к разделу "Публикации"