Облака: малая облачность ('Бизнес-журнал', март 2015)

01.04.2015

kourenkovОсновной потребитель облачных решений в России сейчас — компании малого и среднего бизнеса, что вполне объяснимо: они более мобильны, быстрее, чем крупные корпорации, принимают решения, для них более очевидна выгода от использования облачной инфраструктуры. К 2016 году рынок облачных услуг для малого и среднего бизнеса (МСБ) может вырасти до 55 млрд рублей. Как отмечают аналитики Parallels, даже по сравнению с 2013‑м, когда совокупный объем потребляемых облачных приложений и инфраструктуры составил 20,5 млрд рублей, размер рынка может увеличиться практически в 2,5 раза. 'Бизнес-журнал' собрал мнения компаний-поставщиков облачных сервисов на тему трендов рынка и предпочтений небольших компаний: кому, для чего и за сколько нужны облачные сервисы? В числе экспертов - Александр Куренков,  директор по развитию онлайн-сервисов компании 'Сервионика', ГК «Ай-Теко».  

Из числа компаний, пока не использующих облачные решения, 46% планируют начать это делать, говорится в недавнем исследовании Market-Visio Consulting и Orange Business Services. Эти планы остаются актуальными и сегодня, даже с поправкой на кризис. Более того, переход на облачные технологии часто может рассматриваться компаниями как самая что ни на есть антикризисная мера. По подсчетам компании Parallels, доходность предприятий МСБ растет в среднем на 15% быстрее, если они используют облачные услуги, а исследование Microsoft говорит о том, что МСБ с облаками в два раза быстрее создает рабочие места, чем МСБ без облаков. Новые компании часто с самого начала ориентируются на облачные решения. У существующих же фирм переход на облака происходит медленно, поскольку завязан на цикл обновления ПО и имеющегося «железа». 

1) Насколько, на Ваш взгляд, в России «высока облачность»? Насколько данные решения сейчас востребованы в стране? О каких объемах российского рынка cloud computing может идти сейчас речь (скажем, по итогам 2014 года)? Какая доля приходится на малый и средний бизнес?

Облака и дата-центры – два основных драйвера роста ИТ-рынка в России. По оценке IDC, российский рынок публичных и частных облаков к 2017 году, по прогнозу IDC, вырастет до 1,2 миллиарда долларов.

SchemeОблачные технологии пришли в Россию позже, чем в другие развитые страны – для сравнения, уровень проникновения IaaS-сервисов в России составляет 4-5%, тогда как в других развитых экономиках он приближается к 70% (по данным аналитического агентства J’son&Partners). Растущая популярность облаков объясняется более простой и экономичной моделью предоставления и использования сервисов, отсутствием необходимости капитальных инвестиций в ИТ-инфраструктуру. Для среднего и малого бизнеса это критически важное условие, так как свободных средств на развитие у таких компаний очень мало. На российском рынке «первопроходцами» облачных технологий были крупные компании (в отличие от зарубежных рынков, где СМБ-сегмент «распробовал» новинку первым), но доля СМБ в общем объеме пользователей облачных сервисов год от года растет.

По данным совместного исследования Market-Visio Consulting и Orange Business Services, более 50% российских компаний сегмента малого и среднего бизнеса увеличат свои расходы на ИТ и телекоммуникационные услуги, при этом облачные технологии названы в числе первоочередных направлений инвестиций. Так, 46% компаний, еще не использующих «облачные» решения, планируют это сделать в скором будущем. Даже с «поправкой на кризис», эти планы актуальны и сегодня.

2) Какие облачные решения и продукты для малого и среднего бизнеса в тренде сегодняшнего дня? Что конкретно могут дать эти технологии современному, и стоит ли на них тратить деньги в непростой экономической ситуации?

Прежде всего, это решения для повседневного обеспечения бизнес-процессов: совместной работы сотрудников, общения с клиентами, бухгалтерии. Наиболее популярные облачные сервисы – электронная почта, решения для бухучета, видеоконференции.

Облачные решения позволяют без капитальных инвестиций в ИТ-инфраструктуру, приобретение лицензий и внедрение сложных информационных систем получить доступ к наиболее современным технологиям и инструментам для управления бизнесом. Например, разработанный компанией «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») сервис «Виртуальный рабочий стол» позволяет создать единую мобильную высокозащищенную среду, где каждый сотрудник может работать в удобном для него режиме, как в офисе, так и вне его. Документы и данные доступны из облака, подключиться к которому можно с любого устройства – личного или корпоративного, стационарного или мобильного. Почему это выгодно? Можно использовать любые устройства, которые уже есть в распоряжении компании и ее сотрудников, не тратя средства на закупку корпоративных компьютеров и планшетов. Нет необходимости приобретать лицензии: нужные бизнес-приложения просто арендуются у провайдера на необходимый срок. Подключение новых сотрудников к корпоративному облаку занимает минимум времени: достаточно подключить любой работающий компьютер к серверу, и благодаря удобным и гибким инструментам по упрощенной настройке удаленного рабочего стола сервис можно быстро развернуть на любом пользовательском устройстве с операционными системами iOs, Windows или Android.

Другой сервис, предоставляемый «Сервионикой» -  eCloud.Mail: сервер электронной почты с веб-доступом, доступом с мобильных устройств и интеграцией с MS Outlook, а также облачное файловое хранилище. Созданная российскими разработчиками полнофункциональная система для повышения эффективности работы каждого сотрудника и всей команды развернута на платформе с открытым кодом в крупнейшем российском дата-центре «ТрастИнфо», что позволяет клиентам решать сразу несколько задач: перейти к российским разработкам в рамках импортозамещения, хранить данные в надежном российском ЦОДе в соответствии с актуальными требованиями законодательства и обеспечить своих сотрудников удобной, надежной, легко масштабируемой системой для совместной работы.

3) Что МСБ стоит облако построить? Цена вопроса? Опишите также основные этапы выбора облачной стратегии и перехода к облачной инфраструктуре...

Решение создать собственное облако (или развернуть частное облако на ресурсах провайдера) чаще всего принимают крупные компании, это связано со сложностью их бизнес-процессов и другими индивидуальными требованиями. Для среднего и малого бизнеса более эффективна модель типовых сервисов, развернутых в публичном облаке – у коммерческого провайдера. В соглашении с провайдером описывают все нюансы предоставления сервисов, включая нормативы решения проблем и общий уровень доступности сервера: например, если в SLA (Service Level Agreement) указано, что доступность сервиса составляет 99,9%, это означает, что клиент может остаться без сервиса электронной почты не более чем на 6 часов в год. Провайдер берет на себя ответственность за доступность и качество сервиса, а также все хлопоты и затраты по обеспечению работы сервиса, приобретению лицензий, обновлению развернутого ПО. Использование типовых решений и развитие технологий привели к тому, что стоимость таких сервисов вполне доступна даже микробизнесу: например, доступ к услуге «Виртуальный рабочий стол» обходится всего в 450 рублей в месяц за 1 пользователя, при этом пользователю предоставляется пакет наиболее востребованных офисных приложений, антивирусное ПО, архиваторы – все, что нужно для работы.  

Облачную стратегию выбирают компании любого масштаба, так как «облака» уже доказали свою эффективность и безопасность. Причинами перехода в облако могут быть, например, активная региональная экспансия, планы по росту количества филиалов и представительств, необходимость интегрировать в единую информационную среду компании после проведения слияний или поглощений, потребность в виртуализации. Популярна модель использования облака как тестовой среды для проектов и бизнес-моделей, а также как резервной ИТ-инфраструктуры в период подготовки масштабных изменений или проведения крупных проектов с большим объемом задействованных мощностей.

В сегменте СМБ провайдеры все чаще выступают в роли SaaS-агрегаторов, предлагая широкий комплекс бизнес-приложений от разных поставщиков. Клиент может выбрать необходимые сервисы и арендовать их у одного провайдера, в рамках одного контракта. По такому принципу работает, например, i-Oblako – один из первых российских интернет-магазинов облачных сервисов, находящийся под управлением «Сервионики». В нем представлено около 30 облачных сервисов, разработанных российскими компаниями. 

Полный текст статьи читайте на сайте 'Бизнес-журнала'

Назад к разделу "Публикации"