Как рождаются гениальные идеи. Бизнес-кейс: «Киндер-Сюрприз» (блог i-Oblako)

05.03.2015

Наверняка, каждый из нас задумывался, как людям приходят в голову гениальные и в то же время такие простые идеи. Взять, например, «Киндер-Сюрприз». Шоколадное яйцо, внутри которого находится игрушка. С одной стороны — это вам не велосипед изобрести, с другой — кардинально отличающийся от привычного ассортимента продукт, создавший под себя новый рынок. Филипп Котлер в своей книге 'Lateral Marketing: New Techniques for Finding Breakthrough Ideas' называет такой подход латеральным маркетингом. Как он работает? Рассмотрим на бизнес-кейсе.

Популярный «Киндер-Сюрприз», с которым связаны детские воспоминания многих из нас, впервые был выпущен на рынок в Италии в 1972 году. Идея принадлежала небезызвестному Микеле Ферреро. Да-да, тому самому, который изобрел еще один шоколадный хит — пасту Nutella. До этого рынок снэков был поделен лишь на несколько базовых категорий (конфеты, жевательная резинка, орехи, соленые снеки, мороженое, шоколадки) и был чрезвычайно фрагментирован. Впрочем, как и сейчас. Например, в подкатегории «шоколадные батончики» были представлены шоколадки любого размера и вкуса, созданные не только для привлечения внимания детей, но и взрослых. Ведь зачастую именно родители покупают сладости своим чадам.

Когда компания Ferrero решила запустить новый продукт в подкатегории «шоколадные батончики», она могла создать новый вкус сладости, добавить новый ингредиент или, например, поменять дизайн изделия. Все это было бы вертикальным инновационным процессом. Однако вместо этого Ferrero запустила на рынок принципиально новый продукт — шоколадное яйцо с игрушкой внутри, которую к тому же можно коллекционировать.

«Киндер-Сюрприз» рекламировался как полезный продукт, богатый необходимыми для растущего организма микроэлементами. Размер шоколадного яйца также неслучаен: именно такой объем сладкого не повредит маленьким сластенам. Открыв игрушку, ребенок обычно принимался играть с ней и поэтому не просил у взрослых еще шоколада. Именно эти два фактора помогли Киндер-Сюрпризу завоевать расположение родителей. Что же касается самих детей, для них концепт «Киндер-Сюрприза» имел сразу три преимущества: они получали шоколад, игрушку, а также возможность собирать коллекцию из динозавров, гномов, бегемотиков, черепашек... Интересно, что с выпуском этого продукта коллекционировать фигурки стали не только дети, но и взрослые.

«Киндер-Сюрприз» полностью изменил рынок сладостей, создав в нем новую подкатегорию и став в ней лидером. Сколько бы продукции продала компания Ferrero, если бы, например, запустила линию очередных шоколадных батончиков с орехами? В лучшем случае она бы завладела 3-5% от всего рынка. С «Киндер-Сюрпризом», который удовлетворяет детскую потребность не только в сладком, но и в развлечениях, Ferrero зарабатывает около $1 миллиарда ежегодно (по данным отчета за 2001 год, A.C. Nielsen's 'Billion Dollar Brands').

Отличие латерального маркетинга от привычного всем вертикального в том, что его цель — создание новых рынков, удовлетворение новых потребностей покупателей, о которых последние, возможно, даже не догадываются. В основе латерального маркетинга всегда лежит креативная идея. Прийти к ней можно, если отвлечься от привычной логики и начать мыслить ситуациями: что будет, если совместить A и B, C и D. Теория вероятности здесь как нельзя кстати. И, конечно, необходимо постоянно наблюдать за конечными потребителями. Ведь именно их желания и вкусы будут решающими.

Вы спросите, при чем же здесь облачные технологии? Очень даже при чем. Хотите нештампованных идей от себя или сотрудников? Тогда стоит создать максимально комфортную рабочую обстановку, когда не нужно забивать себе голову сотней мелочей или выполнять рутинные операции просто потому, что не дошли руки их автоматизировать. Например, облако MakeCloud позволит забыть о серверных и программных сбоях, утрате важных документов или выходе оборудования из строя. Работающее на мощностях одного из крупнейших российских дата-центров «ТрастИнфо», оно обеспечивает надежность, безопасность и высокую производительность — те самые три кита, на которых основывается стабильная работа компании. 

Больше публикаций про облачные решения для бизнеса и частных пользователей - в блоге i-oblako

Назад к разделу "Публикации"