Кадры для ЦОДов: в роли ВУЗов - работодатели (журнал 'ЦОДы.РФ', ноябрь 2014)

10.12.2014

dunaevСамые современные «железо» и ПО не проявят свой потенциал без пресловутых «кадров, которые решают все». Геннадий Дунаев, руководитель службы эксплуатации ЦОД «ТрастИнфо», находящегося под управлением компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), делится впечатлениями о подготовке молодых ИТ-специалистов и размышляет о том, почему работодатель вынужден становиться 'вторым университетом' для молодого ИТ-специалиста с высшим образованием. 

 С развитием ИТ-аутсорсинга и облачных технологий дата-центры из «обслуживающих» объектов инфраструктуры превратились в центры генерации прибыли, в драйвер роста ИТ-рынка в целом. И квалификация персонала – один из ключевых факторов, на которые клиенты обращают внимание при выборе ЦОДа для размещения оборудования, создания корпоративного облака или резервного дата-центра.

Для дата-центров нужны сотрудники с особыми квалификациями: ЦОД – это, скорее, инженерный объект с элементами информационных технологий, чем пространство «чистых» ИТ. Сегодня популярность ИТ-профессий переживает своеобразный ренессанс, однако это относится, в основном, к специальностям, связанным с программированием. Абитуриенты мало знают о «цодостроении» и инженерных специальностях, да их и немного: инженеры по эксплуатации телекоммуникационной инфраструктуры, специалисты по эксплуатации систем информационной безопасности и программных решений («системные администраторы»). Согласно данным исследования ВЦИОМ, посвященного подготовке ИТ-специалистов и проведенного при поддержке компании SAP, в России 87% будущих студентов стремится работать в ИТ не из интереса, а в расчете на гарантированное трудоустройство. При этом похвастаться достаточным для начала работы уровнем знаний после выпуска могут только 13% молодых специалистов.

Производительность учебных заведений, ориентированных на подготовку классических инженеров в области электро-оборудования, промышленного холода, стремительно падает. В то же время, роль этих специалистов в стабильной работе ЦОДа очень велика. Комплекс всех систем дата-центрадолжен работать с точностью и предсказуемостью часов. Поэтому ИТ-составляющая не может рассматриваться изолированно от систем климатического обеспечения и пожарной безопасности, энергоснабжения.

Не улучшается и качество подготовки молодых специалистов: ВУЗы не справляются с современными требованиями отрасли. В уже упоминавшемся исследовании 52% студентов ИТ-специальностей признались, что нечасто посещают лекции. Основные причины – недостаток знаний о современных технологиях, преобладание теории над практикой, отсутствие связи получаемых знаний с реальным задачами их будущей работы. Ни в коей мере не оправдывая прогульщиков, приходится констатировать, что доля истины в их аргументах есть. В результате формирование профессиональных навыков специалиста становится задачей его работодателя: дата-центрамприходится брать на себя функции дополнительного обучения, адаптации специалистов, тратя на это дополнительные ресурсы.

В этой области каждый дата-центр следует собственной стратегии и опыту. Важен результат: поскольку каждая система дата-центра состоит из оборудования разных вендоров, инженеры должны уметь оценивать обстановку, принимать решения и управлять работой ЦОДа безупречно как в штатном, так и внештатном режимах. Важное значение имеют курсы вендоров оборудования и программного обеспечения, используемых в ЦОДах. Цель обучения – добиться от сотрудников максимально высокого уровня осознанности своих действий на каждом этапе производственной цепочки и в любой ситуации, «осознанного автоматизма».

«ТрастИнфо» – это 2-й по величине коммерческий ЦОД в России, с уровнем доступности TIER III. Но и требования у нас достаточно высокие, учитывая статус клиентов и масштаб проектов «ТрастИнфо». Сейчас мы практически не нанимаем специалистов со студенческой скамьи, хотя раньше нашими «кузницами кадров» были лидеры технического образования в России: МГТЭУ им. Баумана, ФизТех, МАИ и т.д. Мы ставим во главу угла актуальные прикладные знания, способность к самообучению и мотивацию, а не престижный диплом. Стремимся нанять молодых специалистов с опытом работы с трансформаторными подстанциями или с промышленным холодильным оборудованием. Как показывает практика, к специфике дата-центра может быстрее адаптироваться специалист по работе с другим отраслевым оборудованием, если у него есть фундаментальная подготовка и богатый практический опыт.

В «ТрастИнфо» действует годовой план обучения, в рамках которого у сотрудников есть возможность проходить базовые курсы по направлениям безопасности и охраны труда, а также тренинги, направленные на повышение квалификации в предметных областях. Важную роль играет самообучение - дополнительное изучение инженерных систем, установленных в ЦОДе, а также проработка рационализаторских предложений. Перспективные идеи поощряются, сотрудники получают дополнительную мотивацию к углублению знаний и расширению компетенций.

Полный текст обзора, посвященного подготовке ИТ-кадров в России, читайте в журнале 'ЦОДы.РФ'

Назад к разделу "Публикации"