Кризис меняет рынок ЦОДов (ComNews, ноябрь 2014)

21.11.2014

На фоне резкого падения курса рубля и экономического кризиса российский рынок центров обработки данных замедлил развитие, свидетельствуют игроки отрасли. Тем не менее каждый из них видит в кризисе возможности укрепить бизнес и остаться на плаву. Портал ComNews опросил представителей крупнейших дата-центров России о том, каким им видится состояние рынка и его перспективы, а также об отличияз кризиса-2014 и кризиса-2008. 

Согласно исследованию iKS-Consulting, обнародованному на прошлой неделе, российский рынок ЦОДов в 2014 г. увеличился на 30%, до 11,9 млрд руб. В 2013 г. он вырос до 9,3 млрд руб. (на 28%). По результатам 2014 г. Россия займет 0,2% мирового рынка коммерческих ЦОДов по общей площади технических залов. Аналитики объясняют это низкими затратами на ИКТ в России. 

Из-за снижения экономических показателей в стране инвестиции приняли более осторожный, выжидательный характер, говорит глава представительства компании VMware в России и СНГ Александр Василенко. По его словам, отчетливое замедление в развитии рынка по объемам инвестиций и открытию новых машинных залов началось примерно в середине 2013 г. 'Так, в 2013 г. общий объем инвестиций в рынок дата-центров вырос на 9%, когда в 2012 г. он вырос на 32%. 'Соответственно, общий объем машинных залов за 2013 г. увеличился на 8%, по сравнению с 15% за 2012 г.', - констатировал он. 

На вопросы ComNews ответил Михаил Луковников, директор ЦОД 'ТрастИнфо', находящегося по управлением компании 'Сервионика' (ГК 'Ай-Теко'). 

lukovnikov1. Оказывает ли экономический кризис влияние на ЦОДы компании 'Ай-Теко' и их развитие? Если да, то какое?

Рынок дата-центров в России находится на этапе роста. Его причины – развитие индустрии облачных сервисов, стабильный спрос на услугу размещения оборудования, новые факторы спроса, связанные с изменениями законодательства о персональных данных, переходом российских компаний к импортозамещению и общей экономической ситуацией.

С одной стороны, компании более активно стремятся сокращать собственные издержки на обслуживание и развитие ИТ-инфраструктуры. С другой – заинтересованы в сотрудничестве с надежными, профессиональными провайдерами, гарантирующими качество сервисов и располагающими для этого современными мощностями и квалифицированным персоналом. 'Ай-Теко', как лидер российского ИТ-рынка, является именно таким поставщиком, а 'ТрастИнфо' лидирует среди российских ЦОД, входя в тройку крупнейших уже на протяжении нескольких лет. У нас в активе – более 60 услуг и более 500 реализованных проектов.

В начале 2014 года на основной площадке «ТрастИнфо» в Москве были введены в строй 2 новых машинных зала, что позволило значительно увеличить предоставляемые площади и количество стойко-мест. Стоит отметить, что 80% этих новых площадей «ТрастИнфо» было законтрактовано еще на этапе строительства. Мы выработали оптимальную стратегию развития и загрузки мощностей, позволяющую поддерживать соотношение 80х20 (занятых к свободным), благодаря чему всегда располагаем необходимым резервом, не требующим в данный момент ввода новых региональных мощностей.

Услуга размещения оборудования (co-location) является одной из наиболее востребованных в нашем сервисном портфеле (порядка 30% в общей структуре), и мы ожидаем, что эта ситуация сохранится.

Кроме того, «ТрастИнфо» стал основой новых для России сервисов в сегменте IaaS: на базе нашего ЦОД развернуты платформенные решения и сервисы, разработанные в России. В частности, это IaaS-платформа eCloud («классическая» облачная платформа на базе коммерческих технологий) и MakeCloud – первый в России IaaS-сервис публичного облака, созданный в формате «облачного конструктора».

2. Вы можете сравнить то, что происходит с отраслью ЦОД сейчас, и то, что происходило во время кризиса 2008 г.? Есть ли что-то похожее? А в чем разница?

В 2008 году рынок ЦОД в России, по данным аналитического агентства J’son&Partners, вырос на 55% и достиг объема 160 млн долларов. Именно в тот кризисный период многие компании начали рассматривать проекты, связанные с ИТ-аутсорсингом (в том числе и в области обслуживания ИТ-инфраструктуры), а дата-центры из обслуживающих объектов стали рассматриваться как возможные центры прибыли. Во многих международных исследованиях и прогнозах выручки ЦОД на 2000-2015 годы доля российских дата-центров в 2000-2005 годах даже не учитывалась. Однако уже через несколько лет этот сегмент рынка заявил о себе, и произошло это именно в период кризиса.

Сегодня коммерческие ЦОДы уже являются значительной частью российского рынка ИТ-услуг. Этот сегмент по-прежнему развивается быстрее рынка, однако общие темпы снизились. Причина – и в более высокой степени насыщения рынка, и в снижении темпов роста экономики. Аналитики DCD Intelligence по результатам 2013 года отмечали замедление рынка (с июня 2012 по июнь 2013 года общий объем инвестиций вырос на 9%, в предшествующий аналогичный период - на 32%). Меньше было введено и машинных залов: общая площадь выросла на 8%, ранее - на 15%. Однако даже с условием этого замедления российский рынок ЦОД растет быстрее, чем ИТ-отрасль в целом, и заметно обгоняет аналогичный сегмент рынка в Западной Европе (там прирост по площадям составляет 1,5%, по инвестициям 5%).

И в 2008, и сегодня рынок ЦОД развивается в условиях превышения спроса над предложением – качественных площадей, соответствующих возрастающим запросам заказчиков и новому уровню требований к информационной безопасности, не хватает, эта ситуация сохранится и в ближайшие годы. Во-первых, весь цикл проектирования, строительства и запуска ЦОД в эксплуатацию занимает несколько лет. Во-вторых, инженерная сложность объекта и высокие требования клиентов к его безопасности и надежности делают неэффективными проекты с параметрами ниже уровня Tier III. Для создания ЦОД уровня Tier III и выше нужны значительные инвестиции, и позволить их в условиях экономического спада могут либо крупные компании, для которых собственный ЦОД – критически важный актив, либо профессиональные провайдеры телекоммуникационных и ИТ-услуг, для которых это – основа бизнеса.

3. Есть ли у нынешнего экономического кризиса какие-либо положительные стороны для Вашего бизнеса, для развития ЦОДа 'Ай-Теко' в России?

Список задач, для решения которых используются услуги дата-центров, год от года возрастает. Сначала наиболее массовой была услуга размещения оборудования, затем появилась новая потребность – аренда оборудования у провайдера, а в последние годы значительно выросли такие сегменты, как IaaS и SaaS. Причина этого роста – в эффективности, которую клиенты видят, переходя от содержания собственной ИТ-инфраструктуры к аренде услуг, связанных с ней, у профессионального провайдера.

Она выражается в снижении издержек, прозрачности затрат на ИТ, повышении уровня надежности и бесперебойной работы ИТ-систем и оборудования благодаря профессиональной поддержке и опыту провайдера, который берет на себя ответственность за качество оказываемых услуг. Здесь у «ТрастИнфо» есть еще одно преимущество - универсальность спектра услуг: заказчик по принципу «одного окна» может получить в нашем ЦОД все виды аутсорсинговых услуг дата-центра, от размещения оборудования до проектирования, развертывания и поддержки виртуальных инфраструктур любой сложности и высокозащищенного хранения данных в «медной комнате». Таким образом компании могут сократить издержки и повысить управляемость ИТ-составляющей своего бизнеса, что важно и в кризисные, и в стабильные времена.

Полный текст обзора читайте на сайте ComNews

Назад к разделу "Публикации"