Ответы экспертов 'Сервионики' в обзоре iKS 'Облачные сервисы' (CNews, ноябрь 2014)

16.11.2014

Алексей Черевков - проверить версию текста!!!

Вопросы для обзора iKS по облачному рынку

  1. Какие тенденции наблюдаются на рынке облачных услуг в текущем году? Как эти тенденции влияют на развитие Вашей компании?

Общая тенденция – рост доверия к облачным технологиям и сервисам на их основе. Сказывается большая работа «евангелистов» этого рынка, в роли которых выступили крупные провайдеры. Сами технологии также стали более зрелыми, они позволяют реализовывать масштабные проекты и обеспечивать высокий уровень защиты данных. По результатам недавнего опроса российских IT-руководителей, проведенного EMC и посвященного информационным технологиям как основному катализатору изменений в бизнесе, 55% респондентов ожидают, что внедрение технологий следующего поколения (мобильность, соцсети, облака и «большие данные») позволит их компаниям опередить конкурентов. При этом 44% респондентов подчеркнули необходимость использовать как публичные, так и частные облака. По прогнозам IDC, в ближайшие 5 лет рынок вырастет примерно на 27%, то есть более, чем на 5% в год.

В течение нескольких лет рынок облачных сервисов рос, в основном, за счет IaaS-решений. Но сегодня и клиенты, и разработчики уделяют все больше внимания SaaS – предоставлению ПО в аренду. Например, недавно мы начали предоставлять клиентам нашего сервиса i-Oblako популярные бизнес-приложения 1С для работы с бухгалтерской отчетностью, кадровым учетом, расчетом зарплаты и другими задачами в формате SaaS-сервиса. Эта услуга ориентирована, в первую очередь, на средний и малый бизнес и позволяет использовать решения 1С – де факто, стандарт для российского бухучета – в простом и удобном формате онлайн-сервиса: пользователь через интернет получает доступ к лицензионному, полнофункциональному решению, развернутому на ресурсах нашего дата-центра «ТрастИнфо» - высоконадежного, 2-го по величине  в России. Этот способ выгоден клиентам, так как позволяет оптимизировать затраты на лицензии (не нужно приобретать лицензии на те программы, которые используются редко – их проще арендовать у провайдера на необходимый срок). И таких SaaS-сервисов появляется все больше.

Спрос растет под влиянием общей рыночной ситуации: жизненные циклы рынков и компаний значительно сократились. Для опережения конкурентов разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, открывать представительства в новых регионах, тестировать новые бизнес-идеи и корректировать бизнес-стратегию нужно очень быстро и с минимумальной ценой риска. Облака помогают поддержать эти изменения и реагировать на них быстрее и с меньшими затратами, чем физическая инфраструктура.

  1. Как бы Вы могли охарактеризовать конкурентную ситуацию на рынке облачных услуг России?

На начальном этапе на рынке появилось много небольших компаний, предлагавших свои услуги по достаточно низким ценам. Однако этот фактор, привлекательный для многих заказчиков, имел свои обратные стороны: нехватку мощностей, компетенций, возможностей гарантировать заказчикам качественный сервис.

Сейчас такие компании постепенно уходят с рынка, начался этап консолидации. Заказчики готовы реализовывать в облаке более крупные и сложные проекты, переводить на виртуальную инфраструктуру критически важные бизнес-процессы, развертывать в облаке хранилища данных и резервные ЦОДы. Провайдер облачного сервиса  в таком проекте выступает уже не просто поставщиком ресурсов, а бизнес-партнером. Для выполнения проектов нужны опыт, ресурсы и компетенции, которые могут обеспечить только крупные игроки. Например, мы на начальном этапе взаимодействия с заказчиком проводим аудит, результатом которого являются наши рекомендации по созданию виртуальной инфраструктуры и выбору мощностей. Далеко не всегда нужно создавать виртуальную инфраструктуру «по образу и подобию» уже имеющейся физической, есть бизнес-процессы и приложения, которые  не стоит переносить в облако – мы помогаем клиенту разобраться в таких нюансах и выработать оптимальное решение. Наша компания уже второй год сохраняет лидерство на рынке IaaS: по данным исследования J'son&Partners, доля ГК «Ай-Теко», в которую входит «Сервионика», составила 32%.

  1. Какие основные и самые перспективные сегменты рынка облачных услуг Вы могли бы выделить?

С точки зрения моделей предоставления услуг, по нашему мнению, будут все более популярны пакетные предложения – этот способ («бандлы») является сейчас основным для клиентов облачных сервисов на европейском и американском рынке, это удобно клиенту: он получает от одного поставщика весь комплекс бизнес-приложений, развернутых на арендуемых мощностях провайдера. Благодаря этому можно удовлетворить потребности сразу нескольких «целевых аудиторий» облачных сервисов: IT-специалистов, бизнес-менеджмента и владельцев бизнеса, бухгалтеров и финансистов, менеджеров по продажам, логистике, обслуживанию клиентов и др..

С точки зрения бизнес-задач, это коммуникационные сервисы, документооборот, отчетность, бухгалтерия, совместная работа.

С точки зрения отраслей, облачные сервисы будут набирать популярность у компаний, в работе которых сочетается несколько факторов: территориальная распределенность, большое количество сотрудников, широкий спектр продуктов и услуг (особенно – значительно и часто обновляемый), большие объемы данных, к которым необходим оперативный доступ из любой точки в офисе и вне его. Это, в первую очередь, финансовый сектор (банки, страхование), телекоммуникации, ритейл, ЖКХ, транспорт и логистика. Важную роль облачные технологии могут сыграть в решении задач увеличения объемов госуслуг, предоставляемых в электронном виде. Одним из стратегических государственных ИТ-проектов в России сегодня является «Национальная облачная платформа».  

Очень важным направлением является информационная безопасность. Развенчивать мифы о недостаточной информационной безопасности облаков не менее важно, чем развивать технологии защиты данных. Во-первых, статистика говорит о том, что источниками утечки данных гораздо чаще становятся внутренние ресурсы. Во-вторых, чем более совершенными становятся технологии защиты данных, и чем больше информации об этом, тем больше клиенты доверяют облакам и поставщикам облачных услуг. Например, недавно мы усилили защищенность MakeCloud, предложив пользователям новую услугу: обнаружение и предотвращение вторжений и сигнатур вредоносного ПО, а также аналитику таких эпизодов, на основании которой можно дополнительно усилить защиту данных в облаке.   

  1. Как за год изменилась структура доходов от облачных услуг от клиентов в разрезе отраслей и в разрезе величины клиентов (LA/SMB/SOHO) (в %)?

В уже упоминавшемся опросе EMC 46% респондентов отметили, что уже используют облачные услуги. В каком формате – частного, публичного или гибридного облака – зависит от целей и особенностей каждой компании. Но даже в этом проявляется преимущество облаков: каждая компания может сформировать решение, наиболее отвечающее ее потребностям. То есть облака уже из экзотической новинки перешли на уровень одного из ИТ-инструментов, которые компании могут выбирать для своих задач.

По данным исследования IDC Russia Cloud Services Market 2014-2018 Forecast and 2013 Competitive Analysis, рынок облачных сервисов в 2013 году в России вырос более чем на 70%, составив около 353 млн. долл. Это операционные сервисы по подписке (примерно 67% рынка) и проектные услуги (33%) в рамках публичного, частного, виртуального частного облаков и их комбинаций. Причем рынок вырос выше прошлогоднего прогноза IDC, несмотря на рост влияния глобального экономического кризиса.

 

Наш опыт реализации проектов подтверждает оценки аналитиков. Выше ожидаемого выросло потребление сервисов в публичных облаках. Они были наиболее востребованы в секторе розничной и оптовой торговли, в котором велик процент малых и средних предприятий.  На втором месте оказался сектор финансовых услуг, на третьем — сектор телекоммуникаций и средств массовой информации. Компании из сферы финансов лидировали и в сфере частных облаков – они выбирают этот формат, в том числе, и из соображений безопасности. Торговля и телеком заняли соответственно второе и третье места в данной категории.

5.      Какие Вы видите перспективы в развитии облачных услуг в России? Что, у кого и почему будет пользоваться большим спросом? Какие драйверы и барьеры рынка Вы видите?

Облачные технологии позволяют компаниям решать сразу две важнейшие задачи: поддержка роста и сокращение издержек. И предлагают для этого широкий спектр возможностей. Это и SaaS-приложения, и возможности создания всей инфраструктуры в облаке, и даже открытие новых бизнес-направлений. Например, не секрет, что серверные ресурсы компаний часто используются не полностью. Извлечь из них дополнительный доход можно, например, предоставляя в аренду внешним клиентам. По сути, компании могут организовать у себя новый бизнес, причем перспективный и востребованный на рынке, без дополнительных капитальных вложений – ведь серверы и инфраструктура у них уже есть. С помощью нашего решения RapidCloud Corporate любая организация может оперативно развернуть корпоративное облако в собственном или арендованном дата-центре – наша платформа уже содержит все необходимые компоненты виртуальной инфраструктуры, а также более  50-ти облачных сервисов, в том числе – для организации виртуальной ИТ-инфраструктуры, взаимодействия подразделений и филиалов, работы с внешними контрагентами, анализа социальных медиа. RapidCloud Corporate позволяет заказчику объединить все потребляемые облачные ресурсы и сервисы – как собственные, так и внешние, создать автоматизированное частное облако с нуля и в несколько кликов подключить дополнительные сервисы, выбрав из удобного каталога. Таким образом, упрощается создание и размещение облака – задачи, обычно представляющие наибольшую сложность для ИТ-отделов, особенно на этапах проектирования и оценки ресурсов.

Важным компонентом развития рынка является законодательство – в России законы, регулирующие работу с информацией и персональными данными, находятся сейчас в стадии активного развития. В этом вопросе очень важно услышать мнения отрасли – провайдеров и их клиентов, так как уже накоплен опыт, который может быть отражен в законодательстве.

Особенность российского рынка – государственная стратегия импортозамещения. Это – новая реальность, дающая много возможностей для российских разработчиков. Но не стоит забывать, что разработка «с нуля» - долгий процесс, а конкуренция на рынке растет очень быстро, и новые решения клиентам нужны уже сейчас. Выходом может стать увеличение использования решений open-source – они не зависят от политической конъюнктуры и санкций. Например, созданная специалистами «Сервионики» платформа MakeCloud – российская разработка, созданная на базе OpenStack – наиболее динамично растущей облачной технологии на базе открытого кода. 

Назад к разделу "Публикации"