Ответы экспертов 'Сервионики' в обзоре CNews по рынку ЦОД (CNews, ноябрь 2014)

16.11.2014

Вопросы СNews про рынок дата-центров в обзор «Облачные технологии 2014»

Спикер – Михаил Луковников, директор ЦОД «ТрасИнфо», находящегося под управлением компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)

Экстенсивный рост:

  1. Каков запас роста на российском рынке дата-центров? Как будет меняться динамика строительства дата-центров – количество новых вводимых в эксплуатацию стойко-мест будет сокращаться, расти? Почему?

Рынок дата-центров в России находится на этапе роста, обусловленного развитием индустрии облачных сервисов, стабильным спросом на услугу размещения оборудования, новыми факторами спроса, связанными с изменениями законодательства о персональных данных, переходом российских компаний к импортозамещению и общей экономической ситуацией, в которой компании более активно стремятся сокращать собственные издержки на обслуживание и развитие ИТ-инфраструктуры.

Если же говорить об оценке потенциала, по данным исследования IKS Consulting, весь московский рынок colocation (а на долю Москвы и Московской области приходится 70% всех площадей российских ЦОД) примерно равен  1/10  рынка дата-центров Лондона. С другой стороны, в России –  рекордное для европейского рынка число интернет-пользователей (63,5 млн), по уровню проникновения мобильной связи наша страна также лидирует: в крупных городах он превышает 200%, а в целом по стране на каждого россиянина приходится около 1,5 смартфонов. Уже одно это показывает, какой объем трафика требуется обрабатывать только на рынке частных пользователей телекоммуникационных услуг. А ведь есть еще рынок корпоративных приложений, не теряют популярность услуги размещения оборудования (co-location) и его аренды у провайдеров, бизнес-приложений,  баз данных. В 2008 году, по оценке Росстата, персональные компьютеры были в 93,7% организаций имели ПК, в 2010 году таковых было 93,8%, интернетом пользовались в 2009 году 78,3% организаций, а в 2010 году- уже 82,4%, растет количество организаций, использующих собственные и облачные вычислительные ресурсы, электронную почту, веб-сайты.

Вывод: количество стойко-мест будет расти, причем за счет появления новых объектов. Вопрос – в скорости роста. Аналитики DCD Intelligence по результатам 2013 года отмечали замедление рынка (с июня 2012 по июнь 2013 года общий объем инвестиций вырос на 9%, в предшествующий аналогичный период - на 32%). Меньше было введено и машинных залов: общая площадь выросла на 8%, ранее - на 15%. Однако даже с условием этого замедления российский рынок ЦОД растет быстрее, чем ИТ-отрасль в целом, и заметно обгоняет аналогичный сегмент рынка в Западной Европе (там прирост по площадям составляет 1,5%, по инвестициям 5%).

Строительство дата-центра –  сложный и долгосрочный проект, жизненный цикл строительства составляет до 5 лет, еще около 3 лет требуется для выхода в прибыль. Кроме того, с учетом сложности облачных проектов и высоких требований к безопасности и стабильности работы виртуальной ИТ-инфраструктуры, размещаемой в ЦОДе провайдера или в собственном дата-центре, компаниям невыгодно строить дата-центры уровня ниже Tier III. Это тоже влияет на стоимость и продолжительность проектов. С учетом экономического кризиса, столь долгосрочные инвестиции могут себе позволить только крупные компании, для которых ЦОД является ключевым элементом в структуре сервисов либо активно используется для собственных нужд. 

  1. Насколько спрос на услуги дата-центров удовлетворен в Москве/Санкт-Петербурге и как отличается ситуация в регионах? Согласны ли вы с тем, что рынок дата-центров будет расти за счет регионов?

Рынок географически централизован, 70% площадей российских ЦОД находятся в Москве и Московской области. Для роста в регионах необходимы несколько факторов: совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющее обеспечить стабильность каналов связи, высокое качество энергоснабжения, наличие и готовность клиентской базы. Согласно Индексу готовности регионов России к информационному обществу за 2009-2010 год, в десятку регионов с максимальным числом баллов вошли Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Мурманская область, Чувашия и Республика Карелия. Очевидно, что в этих регионах наиболее вероятно появление новых ЦОД.

 

Но нужно учесть, что ЦОД – объект повышенной технической сложности. Его возведение и эксплуатация регламентированы рядом стандартов, в том числе – с точки зрения безопасности для окружающей среды и населения. Например, дата-центры нельзя строить в жилых районах, около водоемов и техногенно опасных объектов, в зонах с экстремальными климатическими условиями. С другой стороны, дата-центр должен находиться в зоне развитых телекоммуникаций и доступности для клиентской базы. Поэтому выбрать место для строительства такого объекта «с нуля» крайне сложно, а переоборудовать уже имеющийся дата-центр в объект более высокого уровня далеко не всегда целесообразно с экономической точки зрения.

 

  1. Расскажите о своих планах по строительству ЦОД. Собираетесь ли вы строить площадки за пределами столиц?

«ТрастИнфо» имеет географически распределенную структуру, основные мощности дата-центра находятся в Москве. В начале 2014 года на основной площадке «ТрастИнфо» в Москве были введены в строй 2 новых машинных зала, что позволило значительно увеличить предоставляемые площади и количество стойко-мест. Стоит отметить, что 80% этих новых площадей «ТрастИнфо» было законтрактовано еще на этапе строительства, т.к. ЦОД – лидер в отрасли, один из самых надежных (уровень 99,982%), и на его услуги всегда есть спрос. Мы выработали оптимальную стратегию развития и загрузки мощностей, позволяющую поддерживать соотношение 80х20 (занятых к свободным), благодаря чему всегда располагаем необходимым резервом, не требующим в данный момент ввода новых региональных мощностей.

Структура услуг:

  1. Каково соотношение следующих направлений в вашей выручке: colocation, выделенный сервер, виртуальный сервер (IaaS), SaaS, другие сервисы? Как меняется это соотношение и почему?

Услуга co-location является одной из наиболее востребованных, и мы ожидаем, что эта ситуация сохранится, так как эта услуга позволяет заказчикам значительно снизить издержки на поддержку ИТ собственными силами. В структуре наших услуг она занимает порядка 30%.

 

Спрос на облачные сервисы – долгосрочный тренд российского ИТ-рынка: согласно оценке J’son&Partners, в 2012 году уровень проникновения IaaS в России составлял 3-4% (в наиболее развитых странах Европы – свыше 60%). Здесь мы наблюдаем рост выручки при сохранении доли услуг в общей структуре и изменении «весомости» разных облачных сервисов: спрос на IaaS и SaaS уже сформирован, рынок развивается, появляются отечественные платформенные решения и сервисы. В частности, «Сервионика» предоставляет IaaS-сервисы eCloud («классическая» облачная платформа на базе коммерческих технологий) и MakeCloud – первый в России IaaS-сервис публичного облака, созданный в формате «облачного конструктора». А вот рынок PaaS (платформа как сервис) только начинает формироваться. 

 

  1. Существуют несколько моделей оказания услуг дата-центров: а. традиционное услуги (colocation, dedicated server) б. аренда виртуальной инфраструктуры (IaaS) в. предоставление клиентам конечных сервисов (SaaS). Какую стратегию используете вы? Какой вариант, на ваш взгляд, наиболее перспективный или будут сосуществовать ЦОДы разных профилей?

Мы предоставляем полный спектр услуг: «ТрастИнфо» является основой инфраструктуры наших облачных платформ, на базе которых клиенты развертывают свои решения, также мы предоставляем в аренду ресурсы и сервисы, стойки для размещения, услуги хранения данных и технической поддержки. Для крупного дата-центра такая модель оптимальна, так как позволяет сбалансировать риски и обеспечить клиентам возможность получать все услуги, в которых так или иначе задействован ЦОД, от одного поставщика. Этот подход соответствует стратегии «Сервионики» как универсального сервис-провайдера ИТ-услуг.

Качество услуг:

  1. Какой уровень безопасности предоставляет ваш дата-центр? Есть ли у вас сертификаты TIER и есть ли планы по их получению?

Надежность дата-центра соответствует уровню Tier III, что означает уровень доступности 99,982%, резервирование всех систем, возможность ремонтов без отключения клиентов, квалифицированная техническая поддержка в режиме 24х7 и другие параметры. Сертификация «ТрастИнфо» в ближайшее время не планируется, так как имеющиеся клиенты не проявляют заинтересованности в формальном подтверждении возможностей ЦОДа. Фактором выбора является репутация ЦОД и головной компании «Ай-Теко», квалификация специалистов, конкурентные условия предоставления услуг.

Назад к разделу "Публикации"