ИТ-аутсорсинг: стабильный и правильный рост (комментарий Алексея Кацоева, директора управления Сервисного центра компании «Ай-Теко», для журнала CRN, №3(71), июль 2012 г.)

24.09.2012

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга (ITO) продолжает расти: по данным Gartner, в 2011 г. на 7,8%. IBM сохранила первое место во всех регионах и в мире в целом; ее доход увеличился на 7,8% и составил 10,9% всего рынка ITO. HP показала рост ниже рынка, но сохранила второе место с долей 6,1%. Fujitsu, выиграв от валютного курса, обошла CSC, заняв третье место. В 2011 г. 43 поставщика ITO имели доход 1 млрд. доллМ. и выше. Совокупный рост в этой группе за 2011 г. составил 9,5%.

Что касается российского рынка, то здесь хотелось бы разобраться не в количественных изменениях, а в качественных: проис­ходит ли смена моделей взаимодействия, повышается ли уровень зрелости, растет ли спрос на комплексные проекты.  

Смена моделей: есть или нет?

Еще несколько лет назад смешно было даже говорить о выкупе клиентской инфраструктуры аутсорсером, о приеме к нему на работу ИТ-сотрудников клиента. Модели аутсорсинга, которые практикуют крупные игроки мирового рынка, IBM в том числе и в первых рядах, были в России совершенно не применимы. Теперь такие примеры появляются. Насколько перспективно это направ­ление?

Алексей Кацоев, директор управления сервисного центра компании «Ай-Теко», считает, что, с точки зрения аутсорсера, экономически эффективно переводить персонал или приобретать инфраструктуру, только ­если они уникальны, иначе это будет всего лишь благотворительностью со стороны аутсор­сера или формой улучшения пока­зателей бухгалтерского баланса клиента. По его словам, «Ай-Теко» активно принимает в штат персонал заказчиков. 

Комплексность подхода

Часть клиентов упорно твердит, что ИТ как комплексную задачу «отдать некому». В бизнес-аутсорсинге дела обстоят значительно лучше: можно передать «всю охрану», «все питание», «весь клининг» или обслуживание здания инжиниринговой фирме — и больше об этом не думать (условно, конечно), причем подрядчиков достаточно, есть из кого выбрать в любой из этих сфер. Эти два обстоятельства: «больше не думать об этом» и широкий выбор — являются, видимо, ключевыми в принятии решения о передаче процесса сторонним исполнителям, и все упомянутые процессы действительно всё чаще передаются на аутсорсинг. Но в ИТ это не работает: отдать «все ИТ» не получается, некому или страшно. Каковы перспек­тивы комплексного подхода?

Комплексное обслуживание зданий является более распространенной услугой, чем комплексный аутсорсинг, признает Алексей Кацоев. Он считает, что это обусловлено стабильностью требований заказчика к предоставляемым услугам и его терпимостью в отношении темпов внедрения изменений. В ИТ-аутсорсинге ситуация диаметрально противоположная, подчеркивает он. Заказчик наравне с исполнителем должен обладать высокой компетенцией в бизнес-планировании и готовностью к полному соблюдению формализованных процессов взаимодействия с партнером. Поскольку для реализации комплексного аутсорсинга необходим высокий уровень зрелости не только ИТ, но и бизнеса заказчика в целом, он сегодня наиболее применим для стартапов с возможностью построения процессов «с нуля», организаций с хорошо выстроенными бизнес-процессами, а также при слияниях, поглощениях или смене владельцев бизнеса с проведением комплексного аудита и глубокой модернизации процессов организации заказчика, отмечает наш эксперт. 

Полный текст статьи на сайте журнала CRN

 

Назад к разделу "Публикации"