Облачные сервисы хранения корпоративного уровня (журнал 'Директор информационной службы', август 2014)

07.09.2014

По мнению редакции журнала 'Директор информационной службы', облачное хранение данных является ярким примером технологии, пробившейся в корпоративный сектор через признание на потребительском уровне. Публичные сервисы хранения привлекают внимание малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия, создающие собственные облака, формируют гибридные системы хранения. Ключевыми вопросами при этом становятся стоимость и безопасность. Дело в доверии. Не секрет, что основным сдерживающим фактором для использования облаков является опасение потерять контроль над критически важными данными. Для многих компаний надежность и безопасность куда важнее погони за инновационными решениями. Степень дальнейшего использования компаниями облачных сервисов хранения будет зависеть от степени доверия операторам. Пока это доверие отсутствует в силу того, что провайдеры облачных сервисов появились в России сравнительно недавно, а сам российский рынок облаков пока не получил достаточного развития. Использование облачных сервисов хранения стало одним из проявлений консьюмеризации, породившей проблему «теневых ИТ». Как и любая инициатива пользователей, делающих выбор в пользу удобства, такое использование почти всегда идет вразрез с политикой ИТ-департаментов, ставящих корпоративные интересы выше личных. В лучшем случае такая ситуация порождает конфликты внутри различных служб компании, в худшем — образует огромную дыру в системе безопасности. В числе экспертов, опрошенных редакцией по поводу облачного хранения данных Алексей Черевков, руководитель направления IaaS компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»).   

cherevkov- Какие сценарии использования облаков для хранения данных могут быть? Какие из них наиболее распространены?

Основные сценарии – резервирование данных (эта задача всегда была важна для корпоративных клиентов), их хранение, увеличение скорости работы с дисковыми подсистемами. Количество операций в системе (IOPS) растет, требования к производительности повышаются, соответственно – компании вынуждены наращивать расходы на решение этих ИТ-задач. И то, что может в какой-то момент оказаться чрезмерно затратным в качестве собственного ресурса (собственное хранилище данных и серверные мощности), с помощью облачного хранения можно «разделить» между несколькими компаниями и таким образом оптимизировать расходы.

Еще один сценарий сегодня становится все более востребованным: это оперативный обмен файлами между сотрудниками компаний. По сути, это сервисы типа Dropbox – они основаны на общих принципах облачного хранения данных, но создаются с учетом индивидуальных требований компаний к безопасности информации. Хранить важные данные в Dropbox вряд ли можно: они не защищены в той степени, в которой это требуется бизнесу. Но реализовать для корпоративного сервиса те же преимущества, которые есть в общедоступном – удобство интерфейса, мгновенная синхронизация данных с различными устройствами пользователя, возможность разграничить и предоставить индивидуальный доступ – вполне реально, и наши клиенты (особенно – крупные компании) проявляют к таким решениям интерес. Да и в нашей компании мы бы такой сервис с удовольствием использовали.  

- Кому и зачем может быть нужно облачное хранение данных? 

Сервисы  типа «корпоративного Dropbox» нужны любому бизнесу, независимо от масштаба: и крупная компания, и небольшая могут включать в свой состав различные подразделения, удаленных сотрудников, временные офисы. Это могут быть и территориально-распределенные структуры, и компания с одним офисом, в котором работает много сотрудников.

Сегодня для оперативного обмена документами и информацией сотрудники компаний, наряду с корпоративными системами электронного документооборота, используют и всевозможные публичные облачные сервисы, причем порой это происходит в обход правил корпоративной безопасности. Бизнес берет на вооружение то, что позволяет быстро (а также – удобно!) получить нужный результат. Это важный сигнал для разработчиков и провайдеров.

Сервисы резервного хранения, безусловно, важны для крупных компаний, с территориально-распределенной структурой, обрабатывающих большие объемы данных. Это банки, ритейлеры, финансовый сектор, телеком.

- Как отмечают эксперты, в долгосрочной перспективе облачное хранение обходится дороже, чем у себя. В чем же его преимущество?

Такая точка зрения есть. Однако стоит учесть, что не все измеряется деньгами. Есть еще понятие эффективности бизнес-процессов, контроля рисков, упрощения работы. В долгосрочной перспективе удельная стоимость единицы данных, хранимых у провайдера, может оказаться ниже, чем в собственном хранилище, за счет оптимизации затрат компаний, использующих единое облачное хранилище.

Сегодня к такому «коллективному» пространству клиенты относятся с гораздо большим доверием – накоплена практика, понятны механизмы защиты данных. За счет балансировки нагрузки можно значительно выигрывать в затратах – незачем платить за арендованные мощности, которые в какой-то период не используются, а другой компании они как раз в это время могут оказаться нужны. При этом компании снимают с себя значительную часть затрат, связанных с эксплуатацией собственных хранилищ данных, высококвалифицированным персоналом для их администрирования, лицензионными расходами.

Помимо прямой экономии, облачное хранение данных - это еще и возможность снизить бизнес-риски, переложив их на провайдера. Поэтому крупные поставщики услуг облачного хранения, к которым относится и и «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), сегодня наращивают такие компетенции, как оперативное управление и учет ресурсов, прозрачность и оперативность биллинга. Недавно мы выпустили на рынок решение Rapid Cloud в двух модификациях: для компаний, которые хотят стать провайдером и предоставлять облачные ресурсы на коммерческой основе, и для корпоративных клиентов, которым важно оптимизировать использование собственных мощностей и взаиморасчеты между подразделениями. В обоих случаях преимущество – в сочетании прозрачности расходования ресурсов, оперативного биллинга и управления нагрузкой. Поэтому с тезисом о «долгосрочной» дороговизне хранения данных в облаке сложно согласиться, практика рынка показывает другие результаты.

- Насколько востребована услуга облачного хранения данных в России? Ведь у нас традиционно не любят передавать данные в чьи-либо руки... Какие тенденции в настроениях компаний наблюдаются?

Действительно, в России доля компаний, которые опасались использовать облачные сервисы, еще несколько лет назад была существенно выше, чем в других странах мира. Вероятно, это связано с тем, что сами технологии пришли к нам позже. Сравнивая уровень проникновения IaaS, мы видим, что в США он превышает 80%, в развитых странах Евросоюза – 65%, а в России в 2012 году он составлял не более 4% (по данным J’son&Partners). Зато сегодня динамика этого рынка выше, чем общемировая, и по прогнозам IDC, она сохранится до 2017 года – в течение этого периода рынок будет расти ежегодно на 50%.

Если компания решает доверить свои данные внешнему провайдеру, в ее распоряжении -  большой выбор средств шифрования данных и контроля трафика. То есть вполне реально получить все преимущества облачного хранения данных, не поступаясь их безопасностью.

- Какие требования к сервисам хранения предъявляют компании? Какие из них оправданны, а какие - не очень? А есть ли то, о чем незаслуженно забывают?

Важно понимать, с какой целью компания перенесла данные в облако. Когда нужно обеспечить оперативный доступ к ним, все первым делом вспоминают про параметр IOPS: производительность системы, скорость отлика и т.д.. Но не меньшее значение играют и многие другие параметры, например – Latency. Если компания хранит данные в рамках услуг резервного копирования или долговременного хранения файлов, ей, в первую очередь, важны не скорость взаимодействия, а наличие достаточного дискового пространства и показатели надежности. В этом случае выиграть в стоимости можно, арендуя более медленные диски с необходимым уровнем надежности и защиты данных.

Иногда клиенты отказываются от услуги резервного копирования хранимых данных, но в SLA прописывают достаточно жесткие требования к их восстановлению в случае сбоев. Таким образом они, безусловно, перекладывают часть ответственности на провайдера. Но у крупного поставщика есть механизмы, позволяющие выполнять и такие сложные требования.

- Аналитики отмечают снижение популярности облачного хранения как отдельной услуги. Все чаще оно включается в состав других облачных сервисов (например, резервное копирование). Наблюдаете ли вы эту тенденцию, чем она вызвана, как может изменить расстановку сил на рынке?

Мы не наблюдаем данной тенденции в своей практике. Эта услуга востребована у крупных корпоративных заказчиков не менее, чем аренда вычислительных мощностей. Возможно, дело в надежности ресурсов провайдера – когда клиент уверен в них, он доверяет данные внешнему провайдеру, понимая, что получает определенные гарантии – как минимум, в рамках SLA. Наши облачные ресурсы развернуты в дата-центре «ТрастИнфо» - 2-м в России по величине и уникальном по надежности и техническому оснащению. На мощностях «ТрастИнфо» уже реализовано более 500 «облачных» проектов, основой для многих из них стали наши платформы eCloud (на базе HP и VMware, предназначена для сложных высокозащищенных корпоративных и гибридных облаков) и MakeCloud («облачный конструктор» - публичное облако, развернутое на OpenStack).

- Отдельной проблемой является несанкционированное использование отдельными сотрудниками и подразделениями облачных сервисов хранения, что является головной болью для ИТ-директоров и служб безопасности. Возможно ли с этим бороться? Если да, то как?

Безусловно, бороться и можно, и нужно. И современные облачные платформы обладают необходимыми инструментами для этого. Например, наше решение Rapid CLoud позволяет квотировать предоставляемое пространство и разграничивать права доступа пользователей к данным. При необходимости сотрудника (или даже целое подразделение) можно в автоматизированном режиме заблокировать, оперативно предоставить клиенту необходимые отчеты по работе с данными в облаке. Это помогает корпоративным службам безопасности отслеживать взаимодействие сотрудников с бизнес-информацией и, в случае необходимости, оперативно реагировать на возникающие угрозы.

- Физическое место хранения данных сейчас является очень важным фактором, значительно препятствующим распространению облачных сервисов, особенно среди крупных компаний. Какие пути решения проблемы вы видите?

На самом деле, физическое место хранения данных всегда было важным вопросом. Подобно тому, как любое настоящее облако всегда находится над конкретной территорией, компьютерное «облако» тоже имеет свой адрес, свою «прописку». Наши системы расположены на территории России, поэтому клиенты могут использовать наши сервисы в полном соответствии с новым законодательством.

В целом, законодательные инициативы – один из факторов формирования «облачного» рынка. Так происходило с любыми технологиями: сначала они зарождались, потом накапливалась практика использования и формировались единые «правила игры», в том числе – и в правовом поле. Многие западные провайдеры сейчас изыскивают возможности организовать хранилища данных для работы в России. В целом для рынка это, на мой взгляд, импульс к развитию: появляются российские сервисы, растет компетенция специалистов, развивается бизнес дата-центров и облачных провайдеров – то, что сегодня является точкой роста ИТ-рынка во всем мире. 

Обзор 'Облачные сервисы хранения корпоративного уровня' опубликован в №8 журнала 'Директор информационной службы'

Назад к разделу "Публикации"