Облачная миграция: семимильными шагами к бесшовным решениям (журнал 'IT-менеджер', август 2014)

07.09.2014

По данным исследования Verison 2013 State of the Enterprise Cloud Report, бизнес сегодня все чаще использует «облачные» технологии как основу для размещения всего набора приложений, в том числе и бизнес-критичных: ERP-систем, баз данных, файловых хранилищ, почтовых систем. Развитие технологий, расширение возможностей обеспечения безопасности данных в облаке и рост компетенции провайдеров логично привели к тому, что облакам доверяются более ответственные задачи, чем на начальном этапе освоения этих технологий. О развитии этого рынка размышляет Ярослав Фаробин, руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», компания «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»)

farobin

Судя по прогнозам, тенденция продолжится: так, компания SAP по результатам  проведенных опросов считает, что более 75% новых расходов компаний на ИТ к 2016 году будут направлены на облачные сервисы, более 70% CIO будут считать переход к облачным решением стратегической задачей №1, а судьба более 80% решений в области ИТ будет решаться совместно с руководителями бизнес-направлений.  В России этот тренд проявится еще отчетливее: темпы роста сегмента облачных решений превышают общемировые, составляя до 50% в год, и такая динамика, по оценке IDC, сохранится до 2017 года. К концу 2016 года объем рынка облачных сервисов составит более 460 млн. 

Аналитики Orange Business Services, также предсказывая рынку облачных услуг в России 4-хкратный рост (с 4,5 до 19 млрд рублей) всего за 4 года – с 2012 по 2016, считают, что в фокусе внимания заказчиков окажутся решения в области IaaS и SaaS — их доля будет возрастать на 40-50% ежегодно. Рынку есть, куда расти: по данным J’son&Partners, в 2012 году наивысший уровень проникновения IaaS в России составлял не более 4%. Одна из возможных причин – поздний, по сравнению с другими странами, приход облачных технологий. Но если прогнозы аналитиков оправдаются, этот показатель значительно вырастет уже в ближайшие годы.

То, что все больше корпоративных клиентов серьезно задумываются над переносом существующих ИТ-сервисов в «облако», а те, кто уже реализовал проекты в этой области, расширяют спектр «облачных» задач – одна из ключевых причин такой динамики. Развитие облачных сервисов постепенно меняет и парадигму ИТ-аутсорсинга: сфера ответственности провайдера расширяется от обеспечения работоспособности ИТ-инфраструктуры до поддержки корпоративного облачного сервиса в целом. А это заставляет взглянуть по-новому на одну из основных задач при переходе в облако: миграцию приложений.

Переезд в облако: кому это выгодно?

К облачным сервисам сегодня прибегают компании самого разного профиля и масштаба. Если говорить о крупных корпоративных клиентах, они предпочитают размещать в корпоративном облаке серверы, системы хранения данных, сети и сетевые сервисы (модель «инфраструктура как услуга», IaaS). Набирает популярность доступ к платформе развертывания приложений с использованием таких сервисов приложений, как базы данных («платформа как услуга», PaaS) и доступ к программным приложениям по подписке («программное обеспечение как услуга», SaaS).

Обдумывая возможность миграции, нужно четко понимать цели этого шага: одной из мотиваций может быть сокращение расходов, однако гораздо важнее мыслить шире, чем в категориях прямой экономии. Например, если заказчик планирует масштабный выход в регионы, важным может оказаться такое преимущество облака, как обеспечение гибкости и масштабируемости бизнеса. Организацию ИТ-инфраструктуры новых офисов или наращивание уже имеющихся мощностей можно не ставить в зависимость от сроков поставки серверного оборудования или наличия ИТ-специалистов в новых регионах. Все эти задачи при использовании внешних ресурсов для организации корпоративного облака находятся в сфере ответственности провайдера. Он обязан предоставить заказчику сервис в соответствии с контрактом и с параметрами, прописанными в SLA (соглашение об уровне обслуживания).

Еще одно следствие перехода в облако – повышение прозрачности использования собственных ИТ-ресурсов заказчика и взаиморасчетов подразделений, использующих облачные сервисы. Это не только дисциплинирует работу и позволяет оптимизировать издержки на ИТ-инфраструктуру, но и выдвигает на передний план новые критерии эффективности.

Линейка для облака

С операционной точки зрения, наиболее важными задачами, для решения которых компании и предприятия переносят данные и приложения в облако, являются улучшение управляемости, производительности и масштабируемости – разумеется, без потери контроля над данными и их безопасностью. Основной критерий при принятии решения о миграции приложений  – целесообразность: действительно ли бизнес получит качественно новые возможности работать более эффективно, и можно ли достигнуть такого же результата при уже используемом подходе и сопоставимых затратах.

Например, бизнесу требуется увеличить объем производимых вычислений. Это может быть связано с краткосрочной задачей –  например, сезонным спросом или проведением масштабной маркетинговой кампании, либо со стратегическими изменениями бизнеса: уже упоминавшейся региональной экспансией, слияниями и поглощениями, открытием новых бизнес-направлений.

В этом случае задействовать дополнительные облачные ресурсы целесообразно для повышения  производительности определенных приложений. В первую очередь – тех, чья работа предполагает  распределение нагрузки между несколькими серверами или дата-центрами. За счет  автоматического масштабирования ресурсов в зависимости от текущей потребности в них такие приложения смогут работать стабильно даже при многократных превышениях обычных объемов вычислений. Диспетчер облака сможет контролировать использование ресурсов, динамически увеличивая или уменьшая их объем.

Еще один критерий, важный для бизнеса в долгосрочной перспективе – возможность создания тестовых сред в облаке. Компания,  планируя изменения в бизнесе, может заранее создать в облаке «полигон» для проверки своих представлений о том, какие ресурсы потребуются для такой реорганизации. Новая архитектура создается буквально с нуля, и заказчик совместно с провайдером может заранее выявить все ее сильные и слабые стороны. А значит – существенно сократить риски и затраты на корректировки «по живому» - когда новая конфигурация ИТ-инфраструктуры и приложений будет реализована на практике.

Вверх по лестнице, ведущей в облако

Провести миграцию с минимальным количеством ошибок или даже вовсе без них – в интересах и заказчика, и провайдера. Опыт успехов и ошибок уже накоплен рынком, определились и наиболее типичные ошибки, и условия успеха.

Первым условием успеха проекта по миграции в облако является налаженное взаимопонимание и прозрачность договоренностей.

Вторая важная составляющая – опыт провайдера. Сегодня крупные поставщики облачных сервисов уже могут предложить решения, учитывающие опыт аналогичных проектов, или даже готовые решения для различных категорий клиентов.  

Если же говорить об ошибках, то большинство из них связано с человеческим фактором и недостаточной проработкой условий сотрудничества. К человеческому фактору можно отнести недостаток компетенций и информации о проекте у сотрудников на стороне заказчика – и в ИТ-подразделении, и среди бизнес-пользователей.

Поэтому так важен начальный период проекта – формирование и фиксация требований. Заказчику и провайдеру он помогает достичь единого понимания и в целом (стратегия ведения проекта, критерии оценки эффективности), и в деталях (критерии выполнения той или иной задачи, условия поддержки и управления арендуемыми ресурсами). Особенного внимания на этом этапе требуют нетиповые, уникальные задачи заказчика – важно их выявить, формализовать и зафиксировать условия предоставления сервиса, при которых эти задачи будут выполняться. Например – дополнительные серверные ресурсы или программное обеспечение для существующего программно-аппаратного комплекса, установление особых условий для отдельных групп сервисов и так далее.

На стадии предпроектного аудита заказчик может и не догадываться о том, что каким-то его задачам требуется особая поддержка. Ценность компетенций провайдера на данном этапе – именно в том, что он может проанализировать сложившуюся ИТ-инфраструктуру или конфиграцию тестовой среды и, выявив потенциальные зоны риска, аргументировать заказчику, где целесообразнее использовать больше ресурсов или другую их структуру. Предварительный аудит критически важен для успеха проекта: все, что на этом этапе будет упущено или оставлено «на потом», может стать миной замедленного действия. При этом стоимость аудита входит в общий бюджет проекта, то есть заказчик еще до осуществления перехода в облако уже может увидеть основные точки роста эффективности.

Большинство корпоративных приложений имеет многоуровневую структуру – это позволяет разделить основные функции и модули системы.

Первый уровень – управление данными. Он который состоит из компонентов реляционных и других баз данных.

Второй - уровень бизнес-логики, который использует платформу приложений или контейнеры - например, Java EE или Microsoft .NET.

Третий - уровень представления, который отвечает за взаимодействие с пользовательскими интерфейсами и другими внешними системами.

Еще одна ошибка проектов по миграции в облако - недостаточно тщательный мониторинг работы приложений на первых порах после переноса. Между тем, на этом этапе особенно важно отслеживать произведенные изменения и реакцию бизнеса на них. Чем раньше выявлены проблемные зоны, тем проще установить причины возможных инцидентов и найти пути их решения.

Туда и обратно

Как вернуться из облака? Этот вопрос тоже может возникнуть. Обратная миграция - из облака в физическую корпоративную ИТ-инфраструктуру – может потребоваться при вполне успешной реализации тестовой среды. Другие причины – невозможность предоставлять требуемый функционал в облаке на выбранной архитектуре миграции либо невозможность провайдера предоставить ресурсы, которые требуются клиенту. Последнее, кстати, становится основной причиной консолидации рынка: с него постепенно уходят мелкие провайдеры, их ресурсы и компетенции оказываются недостаточными для сложных комплексных проектов, в которых заинтересованы  сегодня крупный бизнес и госсектор.

Крупный провайдер может на основании своего опыта стандартизировать предоставление облачных сервисов и создать отраслевые платформенные решения для разных категорий клиентов. В этом случае клиенты сегментируются не по масштабу бизнеса или отрасли, а по бизнес-задаче. Например, компания хочет создать собственное корпоративное облако – в  этом случае она арендует платформу, на которой развертывает свои сервисы в частном или гибридном облаке и получает весь набор инструментов управления им, в том числе – биллинг. Преимущества – прозрачность затрат и точность учета потребления ресурсов подразделениями, благодаря чему можно найти резервы для сокращения издержек. Второй сценарий – для компаний, которые хотят извлечь доход из имеющихся мощностей для хранения и обработки данных, для чего планируют выйти на рынок как поставщики облачных сервисов. Обе эти категории клиентов могут арендовать у провайдера не только мощности и оборудование, но и специализированное решение для развертывания и управления облаком. Одним из первых решений такого класса в России является Rapid Cloud, разработанное компанией «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») в двух модификациях – для корпоративных клиентов и потенциальных провайдеров.

Вопрос, возвращаться ли «из облака на землю», может возникнуть и в том случае, если бизнес-процессы заказчика оказались неэффективными для размещения в облаке. Причиной может стать изменившаяся ситуация в бизнесе, отказ от ранее обозначенной стратегии или неточность первоначальных расчетов. Однако и в этом случае облачные сервисы могут оказаться полезными и проявить в полной мере такое свое преимущество, как гибкость. Один из путей – предоставление заказчику не только виртуальных мощностей (IaaS), но и физических. К примеру, при использовании высоконагруженной базы данных, когда утилизация сервера БД будет превышать 80%, размещать его на виртуальной инфраструктуре смысла нет. В этом случае для заказчика создается индивидуальное решение – программно-аппаратный комплекс как сервис. Конечно, это не облако в чистом виде, но требования заказчика удовлетворяются.

Прогноз: курс на миграцию

Среди первоочередных выгод, которые отмечают заказчики, оценивая результаты перехода в облако – минимизация капитальных затрат, прозрачность ценообразования и возможность гибко управлять затратами, так как при использовании облачного сервиса можно оперировать единым параметром – стоимостью конечной услуги. Этот критерий может быть разным в зависимости от бизнес-приложений. Для ERP-системы определяющей будет стоимость подключения пользователя, для почтового сервиса – стоимость одного почтового ящика с определенными параметрами. В случае необходимости обосновать бюджет на расширение использования облачных ресурсов сделать это гораздо проще, чем на покупку нового серверного оборудования и другого оснащения, необходимого для его работы: можно оперировать такими прозрачными и понятными показателями, как количество пользователей, объем задействованных ресурсов, динамика их потребления за определенный период и так далее.

По мере стандартизации облачных сервисов, накопления компетенций и консолидации рынка возникает необходимость в новой услуге - бесшовной миграции с ресурсов одного сервисного провайдера на ресурсы другого. Практически, такой же процесс переживают сейчас операторы мобильной связи – отмену «мобильного рабства». Конкуренция среди провайдеров облачных сервисов неизбежно приведет к появлению сервисов, позволяющих заказчику на одной платформе использовать сервисы разных провайдеров, выбирая наиболее выгодные для себя. У провайдеров в этом случае останется два пути: наращивать возможности для удержания клиентов (успех маловероятен, учитывая общее снижение тарифов и расширение сервисного предложения) либо искать пути интеграции своих инфраструктур, сближения платформ, а в перспективе – построения единой платформы.

Такой прогноз подтверждается политикой ведущих вендоров в сфере оборудования и программного обеспечения для «облаков». Все более последовательно идя по пути стандартизации, они как бы подталкивают провайдеров к созданию таких решений, предлагая не только оборудование, но и специализированное программное обеспечение, позволяющее сочетать сервисы одного оператора с функционалом других площадок и провайдеров.

До конца 2014 можно ожидать пилотных решений на рынке, а в 2015 году такие решения могут стать ярко выраженным отраслевым трендом. Клиентов все чаще будет интересовать возможность получения  одного сервиса на ресурсной базе двух провайдеров, и участникам рынка придется вступать в диалог и готовиться к сотрудничеству. Миграция в облако обретет новые перспективы, возможности и пути реализации.

Статья опубликована в №8 журнала 'IT-менеджер'. 

Назад к разделу "Публикации"