Что изменит новый закон о персональных данных? (портал TheVillage, июль 2014)

17.07.2014

Законопроект о защите персональных данных, обязывающий интернет-компании хранить их на территории России, прошёл три чтения Госдумы, одобрен Советом Федерации и направлен президенту для подписания. Цель новеллы — защитить право пользователей Рунета на удаление персональной информации, размещённой публично. Закон вступит в силу 1 сентября 2016 года. 

В обсуждениях нового закона часто звучит предположение, что  новые правила вынудят глобальные IT-компании, соцсети и сервисы перемещать свои серверы в Россию или вообще отказаться от работы в нашей стране. В то же время, крупные компании уже сделали шаг навстречу властям. Например, популярный сервис бронирования билетов Booking.com заявил, что следит за изменениями в законодательстве и не собирается покидать российский рынок. 

Интернет-портал TheVillage собрал мнения российских ИТ-компаний о том, как изменится рынок ИТ-услуг, связанных с обработкой и хранением данных, в результате новых законов. На вопросы журналистов ответил Михаил Луковников, директор дата-центра 'ТрастИнфо', находящегося под управлением 'Сервионики' (ГК 'Ай-Теко').  

lukovnikovTheVillage: Как вы оцениваете этот закон? Ждёте ли наплыва клиентов? Или вам тоже придётся корректировать свою деятельность к 2016-му году, когда он вступит в силу? 

Проекты по размещению своего оборудования и данных в дата-центрах, которыми управляет «Сервионика», уже реализуют более 500 российских компаний и госструктур. В последние годы, в связи с ростом популярности облачных технологий, увеличивается и объем, и количество проектов. Мы считаем, что эта динамика сохранится в силу общего развития рынка услуг ЦОД и облаков, а изменения законодательства будут одним из ее факторов.

Стоит вспомнить, что сама проблематика персональных данных, безопасности внешних и частных облаков для рынка – новая. Вопрос, доверять ли свои ресурсы внешним провайдерам или создавать собственные 'неприступные инфо-крепости', возник относительно недавно. Интернет дал возможность по-новому работать с информацией, а с точки зрения бизнеса – сокращать затраты. Но и поставил на порядок более сложные вопросы по безопасности данных и контролю над ними. Законодательная практика по этой проблеме развивается во всем мире. Каждая страна накапливает свой опыт и постепенно выбирает из собственной и мировой практики то, что выдерживает проверку рынком.

На наш взгляд, сейчас очень важно собрать и услышать мнения экспертов со стороны провайдеров и крупных клиентов и учитывать их в дальнейшей работе законодательных органов по этой теме.

TheVillage: До 2016 года осталось полтора года - достаточный ли это срок, чтобы зарубежные компании переехали на российские серверы? Или россиянам придётся попрощаться с популярными зарубежными сервисами?

Российский рынок – один из самых перспективных в мире. Достаточно сравнить уровень проникновения решений по виртуальной инфраструктуре: в США это более 70%, в Top-8 стран ЕЭС – 60%, в России – не более 4%. Поэтому провайдеры различных сервисов будут предпринимать шаги для того, чтобы этот рынок сохранить. И хочется надеяться, что компромисс будут искать все заинтересованные стороны. Хорошая новость на эту тему – недавнее смягчение технических требований к платежным системам Visa и MasterСard: для них отменено обязательное условие использования 100% компонентов отечественного производства.

TheVillage: Насколько конкурентен рынок российских дата-центров? Достаточно ли их сейчас? Насколько дороже их услуги по сравнению с зарубежными?

Конкуренция растет, так как сегмент ИТ-отрасли, связанный с облачными технологиями и аутсорсингом инфраструктуры (основой чего являются дата-центры), развивается быстрее, чем остальной ИТ-рынок. Согласно оценке исследовательского портала TAdviser, в минувшем году объем рынка ИТ-услуг составил 297 млрд руб., самым быстрорастущим сегментом по-прежнему остается cloud computing. По оценке IDC, отечественный рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом – в среднем, на 50 % в год. А доля облачных сервисов и связанных с ними услуг достигнет 13% от рынка ИТ-услуг России.

Спрос на услуги ЦОД пока опережает предложение, рынок насыщен примерно на 50%, и увеличиваться уровень насыщения будет медленно. Причин тут несколько: во-первых, неравномерность распределения ресурсов дата-центров по стране (90% сосредоточены в Москве и Московском регионе), во-вторых, высокие инвестиции, которые нужны для сооружения новых объектов и модернизации имеющихся. На строительство современного ЦОДа в России и его вывод в прибыль может уйти не менее 7 лет: много времени тратится на поиск пригодного места (нельзя строить возле жилых районов, водоемов, в зонах риска землетрясений и наводнений и т.п.), само строительство и оснащение. Логично, что позволить себе такие долгосрочные инвестиционные проекты могут только крупные компании, с опытом на рынке и авторитетом у клиентов.

Нашим клиентам мы предоставляем мощности дата-центра 'ТрастИнфо', построенного нашей головной компанией 'Ай-Теко' в 2008 году – сегодня он 2-й по величине среди российских коммерческих дата-центров (по рейтингу профильного издания iKS Consulting, 2012 год). 'Сервионика' управляет этим дата-центром, отвечает за его стабильную работу и предоставление клиентам всего спектра заявленных услуг. У нас можно просто разместить сервер, а можно и организовать целое корпоративное облако: на выделенных виртуальных ресурсах развернуть электронную почту, бухгалтерию, системы документооборота, производственного контроля – все, с чем компании работают каждый день. Мы гарантируем защищенность и стабильность, соответствующие международным и российским требованиям. ЦОД оснащен современным оборудованием, в нем 10 машинных залов общей площадью 6000 кв. м., а уровень доступности составляет 99,982% в год (в переводе на обычный язык это означает, что за весь год дата-центр может простаивать не более 1,5 часов, то есть не более 7 минут в месяц).

Что касается тарифов – мы регулярно участвуем в бенчмаркинговых исследованиях зарубежных аналитиков и видим, что российские тарифы крупных игроков находятся на уровне среднеевропейских. Демпингуют, как правило, мелкие провайдеры. Но с учетом того, какие важные задачи доверяются сегодня дата-центрам и облакам (и какие требования предъявляются рынком), такие игроки в перспективе не выдержат конкуренцию.

Будущее этого рынка – за крупными компаниями, которые могут гарантировать качественное обслуживание и надежность данных как технически, так и юридически. 

Обзор мнений участников ИТ-рынка читайте на сайте TheVillage 

Назад к разделу "Публикации"