Облако как новая модель потребления ИТ-сервисов (журнал 'Connect!', июнь 2014)

07.06.2014

Словосочетание «облачный сервис» постепенно обретает практический смысл. Рядовые потребители все реже используют флешки и все чаще отдают предпочтение хранению данных в облаке. Корпоративные заказчики, в свою очередь, интересуются новыми технологиями все активнее – по мере того, как рынок подтверждает их реальную эффективность. Давая разные количественные оценки, участники рынка едины в том, что динамика развития облачных сервисов позитивная, и указывают рост в пределах 25–60% – в зависимости от направления. В статье экспертов 'Сервионики', подготовленной для журнала 'Connect!', дается краткий обзор наиболее востребованных бизнесом корпоративных облачных сервисов. 

grishanovaБезусловно, рано говорить, что облачная модель потребления ИТ-сервисов в России полностью сформировалась, но привычные инструменты автоматизации из локальной сети постепенно начинают мигрировать в облачные среды. Пожалуй, еще не было технологии, в оценке преимуществ которой были едины и ИТ-специалисты, и бизнес-эксперты: в качестве преимуществ отмечается легкий вход (небольшие инвестиции или даже их отсутствие), в случае среднего и малого бизнеса (СМБ) – полное самообслуживание в Интернете, возможность оперативно заказать больше ресурсов или, наоборот, сокращать объемы потребления.
Для крупных компаний привлекательна возможность создания гибридных сред нового поколения: если раньше гибрид подразумевал сочетание физической инфраструктуры и облачных сервисов, то сейчас все чаще этим термином называют облачную инфраструктуру, в которой объединены элементы частного и публичного облака. В частном облаке крупная компания, как правило, предпочитает размещать бизнес-критичные приложения, тогда как в публичное облако выносится все, что может потребовать быстрого задействования дополнительных ресурсов, позволяет оперативно обеспечить пользователей необходимыми сведениями (информация по клиентам, отчетность, маркетинговые материалы), а также обеспечить коммуникации по электронной почте, IP-телефонии или видеоконференцсвязи. Все больше облачных бизнес-приложений предлагается для таких задач, как управление интернет-сайтом или интернет-магазином, сбор, анализ и предоставление данных, управление мобильными активами (транспортом и оборудованием), работой сотрудников вне офиса, а средний и малый бизнес успешно осваивает облачные сервисы для «святая святых» – бухгалтерии и внешней отчетности.
Одним из основных сдерживающих факторов на пути распространения облаков часто является недостаточная информированность заказчиков: они не знают, как надежно защитить размещаемую в облаке информацию. Отсюда – многие мифы и предубеждения о недостаточной безопасности облаков. Критики облачных технологий, однако, предпочитают не уточнять, что и физическая инфраструктура не обеспечивает полной, 100%-ной защиты данных, и в принципе ни одна созданная человеком система не может быть полностью безопасной. Впрочем, заказчики постепенно учатся принимать правильные решения в управлении рисками. В этом помогают и поставщики облачных сервисов, и разработчики облачных технологий, и различные профессиональные ассоциации – например, некоммерческие организации вроде Cloud Security Alliance (CSA) или Russian Cloud Computing Professional Association (RCCPA). Они формируют экспертное сообщество, работают над созданием отраслевых стандартов (в России сейчас это является одним из наиболее важных вопросов в развитии облачного рынка) и их развитием, систематизируют риски, возникающие на стыке новых технологий. Поставщикам облачных сервисов сегодня приходится брать на себя просветительскую миссию, образовывать целевую аудиторию, разрушать стереотипы и рассказывать о том лучшем опыте, который уже сложился в мире и в России. Усилия участников рынка по выработке единых стандартов обеспечения безопасности облачных сред, рекомендаций и лучших практик, несомненно, снижают остроту проблемы защиты критически важных данных в облаках. 
Рынок и модели обслуживания
cherevkovВ соответствии с прогнозом компании International Data Corporation (IDC), глобальные затраты на публичные облачные сервисы вырастут с 47,4 млрд долл. в 2013 г. до 107,2 млрд долл. в 2017 г. Среднегодовые темпы роста составят 23,5%, что в пять раз больше показателей для ИТ-индустрии в целом. Возможно, эти прогнозы скорректируются в результате изменений на внешнеполитическом рынке. Однако сомнений по поводу того, что бизнес будет заинтересован в использовании более экономичных решений без потери надежности, нет. Вопрос лишь в том, с какой скоростью будут появляться на российском рынке конкурентоспособные облачные продукты и провайдеры, готовые обеспечивать их бесперебойную работу. Наиболее вероятно укрупнение этого довольно молодого и динамичного рынка, поскольку технологической основой и компетентными сотрудниками для решения таких задач обладают, в первую очередь, крупные игроки.
Самой популярной моделью облачного обслуживания в мире продолжает оставаться Software as a Service (SaaS), которая по итогам 2013 г. занимает в общей /структуре глобального рынка публичных сервисов 62,9%. Второе место с долей 25,9% принадлежит Infrastructure as a Service (IaaS), и третье - Platform as a Service (PaaS). Последние два формата станут самыми быстрорастущими в ближайшие годы со среднегодовыми темпами 27,2% и 29,7% соответственно. 
Согласно данным отчета iKS Consulting, предпочтения моделей обслуживания на российском рынке кардинально отличаются от общемирового. Почти половина общего объема услуг приходится на IaaS, буквально несколько процентов уступает SaaS, а вот в сегменте PaaS российский рынок находится еще «в начале  большого пути», но у него очень хорошие перспективы. По данным компании Parallels, в 2013 г. только в сегменте СМБ совокупный объем потребляемых облачных приложений и инфраструктуры увеличился на 32% и составил 633 млн долл. До 2016 г. этот показатель должен вырасти на 169%, до 1,7 млрд долл. 
Вторым по темпам роста выступает рынок облачных сервисов по модели IaaS, объем которого в 2016 г. может достигнуть 526 млн долл. В Parallels утверждают,
что хостингом серверов пользуются 15% всех российских компаний в сегменте СМБ. Заказчики в России демонстрируют готовность вкладывать средства в развитие облачных сред. Но при этом все еще осторожничают, предпочитая не выносить в публичные облака системы ERP или бухгалтерию. Зато такие некритичные сервисы, как приложения для совместной работы, офисные решения или CRM, все чаще предоставляются из облака. Спрос рождает предложение: за последние годы многие системные интеграторы пошли по пути разработки облачных продуктов, расширяющих возможности «классических» бизнес-приложений.
Движение навстречу друг другу
Крупный бизнес и СМБ в силу специфики задач и экономики по-разному смотрят на облака, но каждый из этих сегментов вносит свой вклад в развитие облачных
технологий. В авангарде традиционно выступают крупные компании, которые располагают всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для внедрения новых технологий. Они заинтересованы прежде всего в построении частных облаков и консолидации сервисов в собственном ЦОД. Такая модель представляется
в большей степени подконтрольной ИТ-службе и позволяет оптимально задействовать исторически существующий штат сотрудников, занятых сопровождением большого количества разнообразных КИС.
За последний год наметилась интересная тенденция. Наряду с построением частных облаков крупные компании стали присматриваться к публичным, которые
до недавнего времени считались исключительно вотчиной СМБ. Бизнес-критичные приложения по-прежнему остаются в центральном ЦОД – на внешнюю площадку
выносятся некритичные сервисы, которые, тем не менее, требуют затрат ресурсов на сопровождение. Корпоративные заказчики начинают использовать публичные
облака для тестовых сред, новых проектов, размещения front-end-приложений, например - порталов (они в любом случае «смотрят» за пределы КИС).
Миграция в облака часто связана с переформатированием организации работы ИТ-служб, а порой и с сокращением штатов. Однако непосредственно для ИТ-
директора возможность добиться качественного результата, необходимого бизнесу в условиях сокращения бюджетов, – лучший способ проявить себя как бизнес-партнера других подразделений. Кроме того, важна и профессиональная самореализация, возможность записать в актив своего подразделения инновационный проект.
Сервисы для маленьких 
kourenkovМаленьким компаниям всегда сложнее отстаивать свое право на существование, и для них тратить большие средства на ИТ – непозволительная роскошь. Даже когда речь идет всего об одном сервере, на котором будут крутиться «джентльменский набор» офисного ПО и бухгалтерская система «1С», плюс необходимые лицензии. А еще нужно потратить деньги на создание и запуск корпоративного сайта… В итоге общий объем затрат для компании из нескольких человек легко может достичь солидной отметки в 500 тыс. руб. В то же время, ежемесячная аренда пакета сервисов для СМБ может составить от 500 руб. в месяц в случае корпоративной почты до нескольких тысяч, если добавить бизнес-сайт или интернет-магазин, виртуальный сервер «1С:Бухгалтерия» и пр.
Однако при любых комбинациях облачных инструментов затраты на их аренду не превысят нескольких процентов суммы, которую пришлось бы потратить единовременно при следовании традиционной модели создания ИТ-инфраструктуры.
Наряду с этим, по данным Parallels, более половины российских компаний в сегменте СМБ до сих пор не имеют даже корпоративной почты. Ожидается, что мировой рынок облачных сервисов для небольших компаний до 2016 г. вырастет на 207% по сравнению с 2013 г. и составит 20 млрд долл., и российский сегмент также внесет вклад в эту динамику.
Государство подает пример
Бытует расхожее мнение, будто государственный сектор существенно отстает в плане информатизации от коммерческого: интереса к инновациям мало, над эффективностью никто не задумывается, в результате передовые разработки в госучреждениях появляются в последнюю очередь. Однако практика показывает, что в сфере ИТ в России зачастую именно государство дает импульс рынку. Например, следует отметить создание на федеральном уровне законодательной базы для отказа от бумажного документооборота, в частности с юридически значимыми документами (ЮЗЭДО). Как следствие, на рынке немедленно появились соответствующие облачные сервисы, позволяющие значительно ускорить обмен документами, уменьшить затраты на расходные материалы для печати, снизить риски начисления пени и штрафов за ошибки в оформлении.
Дополнительные преимущества они несут для территориально распределенных структур, когда каждый филиал генерирует свою часть документооборота.
Сервисы ЮЗЭДО дают гарантию доставки документов, возможность сбора документов в рамках единой филиальной структуры, подписания в разных регионах в централизованной базе. Для того чтобы предоставлять такой сервис, провайдер должен получить соответствующую аккредитацию в ФНС – это создает определенный «заградительный» барьер для разработчиков, не обладающих необходимой компетенцией в создании подобных продуктов (такой статус доверен-
ного оператора по ЮЗЭДО наряду с другими компаниями получила и «Ай-Теко»).
Полный текст статьи читайте в журнале Connect!

Назад к разделу "Публикации"