Портал ThinkInnovative исследует возможности и риски применения облачных технологий в госсекторе

20.01.2014

Почему правительство США переходит на облачные технологии

cloud_govНе секрет, что облачные технологии изменяют предприятия в разных областях промышленности и создают сдвиг парадигмы, предоставляя сервисы через Интернет-хосты с постоянными финансовыми льготами и бизнес-инновациями. И если частный сектор уже стоит на мириадах преимуществ облачных технологий, то и правительственные организации весьма активно начали их захватывать.

Финансовые ограничения последних пяти лет влияли на то, как агентства реализуют свои решения. Эти агентства вынуждены искать оптимизированные бизнес-модели, более тщательно измеряя свою производительность и сервисы — отсюда их склонность к сервисам с распределенным доступом.

Хотя считается, что расходы по использованию облачных технологий связаны с распределенным доступом к сервисам и инфраструктурам, правительственные агентства также изобрели инновационные способы обеспечения соответствия внутри предприятия (например, FedRAMP). Они также смогли снизить барьеры для создания нового бизнеса. Кроме того, использование облачных технологий помогает правительственным организациям увеличить свою гибкость в области бизнеса, несмотря на свои серверные системы. Армия США, ВВС, ВМФ, Департамент юстиции, Департамент Сельского хозяйства, Департамент образования были среди первых пользователей облачных технологий, указав другим путь и направление, по которому надо двигаться.

Федеральное правительство не полагается исключительно на те же модели облачных технологий, которые размещают ряд ваших любимых приложений типа Netflix или Instagram. Частная облачная среда, в которой они работают, задействует некоторые характеристики адаптивности публичных облачных технологий, однако им нужна большая надежность, чтобы справиться с нагрузками, обеспечивающими выполнение их работы. Именно поэтому IDC заявляет, что к февралю 2014 года федеральное правительство США будет тратить на частные облака 1,7 миллиарда долларов, и только 118,3 миллиона долларов — на публичные.

Правительственные организации пересматривают свою работу, чтобы предлагать гражданам улучшенные сервисы. Согласно Федеральной стратегии облачных технологий США (U.S. Federal Cloud Computing Strategy), правительство США учредило политику CloudFirst для ускорения перехода на облачные технологии. Этот документ способствует управлению сервисами, инновациям и использованию новых технологий. В соответствии с этим документом, «акцент смещается с технологии как таковой на основные компетенции и миссию агентства».

Многие агентства должны поддерживать важные для их миссии операции с помощью гибких и инновационных облачных технологий, которые включают в себя мобильные, социальные и аналитические технологии. Однако они также должны принимать серьезные меры по обеспечению законности и безопасности (мандаты FISMA, FIPS and FedRAMP), чтобы не подвергнуть национальную безопасность угрозам как изнутри, так и извне.

Примеры важных правительственных сервисов в облаке

Среди основных областей, которым уделяет внимание федеральное правительство США:

Консолидация ИТ: Правительственные агентства понимают преимущества консолидации ИТ для повышения эффективности работы. Они снижают стоимость владения ИТ посредством консолидации обслуживания своих серверов через облако и посредством виртуализации. Подобным же образом происходит консолидация центров обработки данных для снижения стоимости оборудования и солидного снижения энергопотребления.

Сервисы с распределенным доступом: Все больше правительственных агентств склоняются к использованию ИТ-сервисов с распределенным доступом для снижения расходов и повышения эффективности процесса. Некоторые из ключевых федеральных программ, которым нужны решения IaaS и SaaS, включают программы непрерывного мониторинга, управления активами, определения угроз и взломов и превентивные программы. Поскольку эти модели использования облачных технологий позволяют гибко использовать больше современных сервисов с расширяемыми возможностями, правительственные программы становятся все более гибкими и подстраиваются к изменяющимся условиям бизнеса.
 
Услуги населению: Почти все федеральные, государственные и местные агентства предоставляют ряд услуг населению/внутренних услуг. Например, дают возможность частным лицам отслеживать потребление энергии и воды, что позволит им быть внимательнее к своим расходам. Оценка состояния их запросов на сервис (приложения, займы, и т.д.) и даже их медицинских карточек вместе с информационными wiki-ресурсами для повышения информированности потребителя крайне важна для всех. Открытая правительственная инициатива (Open Government Initiative) являет собой классический пример информирования и поддержки населения через доски объявлений и апробационные карточки о правительственных и флагманских инициативах.

Перспективы и риски применения облачных технологий в российском госсекторе комментирует Евгений Щепилов, руководитель компании 'Сервионика'

schepilovСтимулом к распространению облачных технологий в госсекторе являются такие факторы, как стратегия государства в области электронного правительства, законодательные инициативы в области персональных данных, рост требований к оперативности работы госучреждений и увеличению количества государственных услуг, доступных населению. Например, сейчас госструктуры обязаны работать по принципу 'одного окна' и развивать межведомственное взаимодействие, при котором все документы, необходимые для работы по какому-либо запросу, ведомства должны запрашивать друг у друга. Выгода очевидна: граждане смогут получить необходимую информацию или льготы быстрее, не собирая для этого сотни бумажных справок и свидетельств.

Согласно планам правительства РФ, к концу 2015 года у 90% граждан должна быть возможность получать госуслуги по этому принципу – очевидно, что в первую очередь активизироваться в этом направлении должны регионы. В решении этой задачи облачные технологии могут быть весьма эффективны, так как именно в облаке можно хранить практически неограниченный объем данных, оперативно наращивая необходимые для этого ресурсы, и обеспечить простой и в то же время защищенный доступ к этим данным представителям профильных ведомств.

Основным проектом государства в сфере облачных технологий сегодня является создание национальной облачной платформы О7, на базе которой развиваются сервисы в сфере здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, а также целый спектр услуг для среднего и малого бизнеса - для организации работы офиса, управления взаимоотношениями с клиентами, учёта торговых и производственных операций. Портал, через который осуществляется доступ к сервисам, предназначен не только для конечных пользователей - граждан и предпринимателей, но и для разработчиков: они могут протестировать своим решения либо предложить разработку новых сервисов. Благодаря этому платформа будет расти и развиваться, а спектр доступных пользователям возможностей - расширяться.

Что останавливает переход на облака российских госслужб? Одна из основных причин - необходимость модернизации законодательства, особенно в части обеспечения безопасности данных и разграничения ответственности провайдера и владельца данных, размещаемых в облаке. Активно развивается законодательство по защите персональных данных, что также приводит к изменениям требований.

Вторая важная проблема - недостаточное количество квалифицированных ИТ-специалистов в госсекторе. Эту проблему частично восполняет активное использование аутсорсинга: так, недавно объявлено, что в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте России (РАНХиГС) создается Центр развития аутсорсинга в госсекторе. Его главная цель — избавить госучреждения от непрофильных, обслуживающих функций - к ней относится и ИТ. Услуги профессиональных поставщиков позволяют экономить бюджетные средства, в то же время повышая качество сервиса и принося в госсектор лучшие практики организации ИТ-функции.

И, наконец, третьим фактором, тормозящим распространение облаков, является несовершенство телекоммуникационной инфраструктуры, дисбаланс в ее развитии между крупными городами и регионами. В целом Россия является одним из мировых лидеров по развитию интернета и мобильной связи: эти показатели превышают 100%, а в городах-миллионниках находятся на еще более высоком уровне. В то же время, по распространенности IaaS-сервисов (инфраструктура как сервис - одно из наиболее популярных направлений развития облачных технологий) мы находится в самом начале пути: по оценке J'son&Partners, уровень их использования в Санкт-Петербурге, лидирующем среди российских городов, составляет всего 4%. На втором месте - Москва (3%). Для госсектора, как и для других отраслей, это - потенциал к развитию и повышению эффективности, тем более что в России уже появились профессиональные провайдеры облачных сервисов - как правило, 'выросшие' из аутсорсинговых подразделений крупных системных интеграторов.

Обменяться мнениями о развитии облачных технологий в госсекторе на портале ThinkInnovative

Назад к разделу "Публикации"