ЦОД: расходы и цены ('ИнформКурьерСвязь', декабрь 2013 года)

21.12.2013

Обзорная статья, опубликованная в журнале 'ИнформКурьерСвязь' (ИКС), посвящена сравнению ценообразования и затрат компаний при строительстве дата-центров. Среди экспертов - руководитель компании 'Сервионика' Евгений Щепилов.

Создание такого сложного объекта, как дата-центр (ЦОД) – комплексная задача, для решения которой нужно не только учесть множество разных факторов, но и предусмотреть в бюджете проекта соответствующие статьи расходов.

Сам «комплект» факторов остается практически неизменным. А вот структура их влияния на общую стоимость проекта с годами меняется. Итак — на что предстоит потратиться тем, кто займется созданием дата-центра (неважно — собственного или коммерческого, то есть предназначенного для предоставления мощностей клиентам)?

Об этом нашему изданию рассказали эксперты, чья деятельность связана либо с эксплуатацией, либо со строительством ЦОДов.

Что нам стоит ЦОД построить

В самых общих чертах, расходы на ЦОД складываются из затрат на помещение (аренда, строительство, инженерия), оборудование (собственно стойки, система кондиционирования, дизель-генератор, система пожаротушении, ИБП), системы мониторинга, физической безопасности, энергоснабжение, заработную плату сотрудников и телекоммуникационную инфраструктуру (каналы связи). Причем цена на электроэнергию существенно отличается в разных регионах, что может оказать довольно сильное влияние на коммерческие показатели эксплуатации дата-центра и даже на выбор региона расположения будущего ЦОДа.

Специфика ЦОДов такова, что не всякий объект недвижимости может быть использован для их создания. Например, перекрытия зданий должны выдерживать колоссальную нагрузку (не менее 735кг/м² при нагрузке сверху плюс 125кг/м² нагрузки снизу, по нормам международного стандарта Tier III), минимальная высота потолков – 2 м 44 см, а сами здания не могут располагаться в сейсмически опасных зонах, вблизи водоемов, линий электропередач и различных объектов повышенной опасности. Кроме того, помещения должны располагаться вблизи магистральных линий связи, которые к тому же необходимо резервировать во избежание проблем с организацией качественного подключения к Интернету. Отдельные требования предъявляются к помещениям для персонала дата-центра, организации контроля доступа, обеспечению резервного электропитания и возможностям подключения достаточных для работы всех систем ЦОД энергомощностей.  

schepilovПоиск и подготовка объектов недвижимости для организации дата-центра в среднем занимает год-полтора. В случае, если речь идет о строительстве дата-центра с нуля — прибавляется еще два-три года. Всевозможные хлопоты по получению необходимых разрешений, сертификатов и ресурсных квот могут продлиться около года. Особенно много времени занимает поиск подходящего «пятна» под стройку и оформление документов на землеотвод. В среднем, по оценке Евгения Щепилова, руководителя компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), в управлении которой находится один из крупнейших российских дата-центров «ТрастИнфо», процесс создания нового дата-центра и его подготовки к выводу на рынок занимает 2-3 года, а в отдельных случаях - и больше.

Возможно, именно этим объясняется многолетнее превышение спроса над предложением качественных дата-центров в России, особенно — в столичном регионе. 9 из 10 крупнейших дата-центров России находятся здесь: в Москве и Московской области сосредоточено 77% доходов российского рынка коммерческих дата-центров и 64,7% коммерческих площадей. Объем рынка дата-центров Москвы в 2012 году вырос на 22% и составил 4,8 млрд руб., годом ранее этот же показатель составлял 3,9 млрд рублей). В то же время, заказчики становятся все более требовательными к качеству инфраструктуры и уровню сервиса, предоставляемого дата-центрами, однако далеко не все площадки могут этим современным требованиям соответствовать. Появление новых игроков на этом рынке затруднено из-за высокого «входного порога»: инвестиции уже на самых ранних стадиях требуются серьезные, а отдачи от них можно ожидать не ранее, чем через 7-10 лет (с учетом сроков строительства и выхода реализованного объекта хотя бы на самоокупаемость, а затем — и на прибыль).

Но, допустим, компания уже прошла все сложности начального этапа: дата-центр построен и работает. Стало ли легче в плане затрат? Не факт: известен парадоксальный пример одной из крупнейших российских интернет-компаний, которая несколько лет назад, в пору интернет-бума, не успевала модернизировать свой дата-центр - быстрее было просто покупать новые площадки. Какой вывод? При строительстве собственного ЦОДа не стоит экономить: нужно рассчитывать его параметры с внушительным заделом на будущее. На сегодняшнем рынке будущее наступает очень быстро: требования к надежности и мощности растут с каждым годом. За время, пока дата-центр строится, запросы рынка и стратегия компании могут существенно измениться. И при пересмотре бизнес-плана может выясниться, что дата-центр, который создавался исключительно для внутренних нужд, эффективнее перепрофилировать для коммерческого использования. Кроме того, нужно учитывать, что дата-центр — это дорогостоящий актив, с учетом рыночной ситуации его можно выгодно продать.

Плюс электрификация всей страны

На рынке очевиден жесткий дефицит готовых помещений, пригодных для перепрофилирования в дата-центр, поэтому шанс снизить капитальные затраты за счет устранения расходов на строительство объекта очень мал. Более вероятен сценарий, когда помещение приходится арендовать по ставке 9000-15000 рублей за 1 кв.м в год, да еще и за свой счет «доводить до ума» его инфраструктуру, например — электрические сети. В частности, проект, реализуемый сейчас компанией «Миран», предусматривает прокладку 1,5 км электрокоммуникаций – это обойдется в 10 млн рублей. Покупка и установка ИБП – от 5 до 10 млн., еще в 10 млн обойдется дизель-генераторная установка (ДГУ) для резервного энергопитания на случай перебоев с центральным энергоснабжением. В настоящее время энергоэффективность ЦОД обычно определяется с помощью коэффициента Power Usage Effectiveness (PUE). Так, по данным HP и Fujitsu, среднее значение коэффициента PUE для большинства ЦОД в Германии составляет около 1,6–2[2]. Это означает, что в ЦОД должно поступить 1,6–2 Вт электроэнергии, чтобы системы ИТ получили 1 Вт. Оставшиеся 0,6–1 Вт расходуются на охлаждение, освещение и прочие нужды. Только в ЦОД новейшего поколения удается достичь показателей PUE на уровне 1,1–1,2. Энергопотребление современных дата-центров растет и составляет сейчас до 15-16 кВт на стойку (для стойки серверов 1U) и 24 кВт (для стойки модульных серверов), существуют варианты и с 50 кВт на стойку — дата-центры, созданные 5-10 лет назад, просто не рассчитаны на работу с такими нагрузками, такие дата-центры способны отводить максимум до 6 кВт тепла. Ужесточились требования и к экологической безопасности дата-центров: уровням тепловыделения и шума, устройству систем охлаждения. В зарубежных дата-центров более 70% ТСО (стоимости владения объектом) приходится именно на потребляемую энергию, что также связано с высокими тарифами на нее.

Полный текст статьи смотрите на сайте журнала 'Информкурьерсвязь'

Назад к разделу "Публикации"