Облака: время альянсов (Comnews, июль 2012 г.)

15.08.2012

Первый шквал, поднятый в мире ИT облаками, стих. Облачные вычисления из предмета дискуссий стали  частью повседневной работы. Пейзаж после шквала,  в общем, мало отличается от того, что публика ожидала увидеть полтора-два года назад. За исключением нескольких деталей, наводящих на новые выводы и ожидания.

Свершившийся факт: облака восприняты как драйвер роста буквально всеми игроками ИT-рынка - от мала до велика. Производители тиражного ПО, разработчики заказных решений, интеграторы и дистрибьюторы ПО пытаются играть в свою игру в этом сегменте. То, что каждый хочет установить собственные правила, привычно объясняется незрелостью рынка облачных сервисов в России.

Однако так ли это? Как известно, один из показателей зрелости рынка – его структуризация, разделение на сегменты. С начала 2011 года один из таких сегментов виден все более отчетливо. Речь, конечно, об операторах связи. Для них облака стали самой настоящей целиной, позволяющей совместить несовместимое: принципиально расширить предложение для клиентов, не связываясь (пардон за каламбур) с перестройкой бизнес-процессов и кадровыми перестановками.

Выход в новые сферы был неизбежен: ко второй половине 2000-х бизнес телеком-операторов вплотную приблизился к верхней границе своих возможностей. Формировать для потребителей новые пакеты услуг становилось все сложнее. Не случись облачного прорыва - операторам оставалось бы уповать лишь на развитие новых технологий связи, а значит – соревноваться в ценовых войнах или в эффективности работы с регулятором для получения новых лицензий. Примеры 'Скартела' или гонок за абонентами по принципу 'кто дешевле', случавшихся в сотовом сегменте и сегменте ШПД в последние два-три года, здесь весьма показательны.

Что же дали облака телеком-провайдерам? Возможность добавить в свой бизнес ранее недоступную составляющую: сервис не только на основе собственных сетей передачи данных, но и на основе продуктов, которые до сих пор оставались уделом 'классических' ИT-компаний. Представляете, чтобы телеком-оператор году этак в 2005-м предлагал в числе услуг среду для коллективной работы малого предприятия? Сейчас подобная услуга у провайдеров относится к разряду must have.

Помимо необходимости выводить бизнес в новые области, у операторов сформировались и возможности сделать это. Во-первых, работа на массовом рынке позволила развить множество компетенций. Это и сервисная служба, способная работать с множеством клиентов в масштабах нашей большой страны и за ее пределами. И штат специалистов по продажам, маркетологов и пиарщиков, нацеленных на развитие бренда и поддержание лояльности к нему миллионов людей – при том, что уровень проникновения сотовой связи в России сегодня составляет 156%. Это, наконец, база корпоративных клиентов, где счет идет на тысячи компаний. В этих областях телеком-операторы дадут фору любой ИT-компании, сколь бы крупной и известной она ни была.

Отметим и другое важное преимущество: готовность телеком-операторов к жесткой конкуренции на 'быстром' рынке. Для 'классической' сферы ИT в этой работе были важны кропотливый расчет, возможность понаблюдать за опытом коллег-конкурентов, эксклюзивность отношений с вендором. Телеком-провайдеры умеют работать над расширением своего портфеля быстро, потому что скорость вывода на рынок новых предложений для них часто является вопросом выживания.

Наконец, основа бизнеса провайдеров – сеть, строительству и развитию которой всегда уделяется главное внимание. То есть у них уже есть основа облачной инфраструктуры, работающая и позволяющая оказывать клиентам сервисные услуги по ее поддержке. Поэтому дополнение списка клиентских сервисов облачной частью – далеко не самая серьезная инвестиция для телеком-операторов.     

Так что, в облаках будет править бал телеком? На первый взгляд, да. Сегодня массовый облачный рынок в первую очередь ассоциируется с 'Ростелекомом', 'Билайн Бизнес', 'МегаФоном', ТТК… Заметны и игроки, пришедшие из 'классических' ИT, вроде СКБ 'Контур' или 'Софтлайн', но погоду определяют именно телеком-операторы. Но где же риски?

Аппетит приходит во время еды. Любой заказчик, 'распробовавший' SaaS, рано или поздно захочет от услуги (а значит – провайдера) большего. Даже простейшие продукты, вроде Office 365, подталкивают клиента к тому, чтобы начать потреблять 'по проводам' не только софт, но и платформу, на которой он работает. Что уж говорить о более сложных или специфических решениях типа 1С. Система управления предприятием – уже платформа, как бы проста и дешева она ни была. И здесь операторы столкнулись с проблемой, к самостоятельному решению которой не были готовы.

Клиентам потребовались  от провайдеров не только провода и контент: стал актуален вопрос операторского сервера как удаленной платформы – не важно, сети химчисток, автосервиса, завода или поддержки госуслуг. И это – новый вызов уже не для операторов, а для ИT-компаний, для которых массовый облачный рынок не стал 'своим'. Дата-центры и серверная инфраструктура, специализированные платформенные решения в области электронного документооборота, ERP или САПР, дополненные консалтингом, – все это рано или поздно появляется в предложениях телеком-операторов. Можно говорить об очередной итерации облачного тренда: возникновении новой системы партнерства между операторами связи и поставщиками специфических компетенций, будь то софт или 'железные' платформы.

Решение для оператора, которое приходит на ум прежде всего – строительство сети собственных ЦОДов. Оно не оригинально и не ново. Именно по такому пути пошли в 'Ростелекоме', создавая Национальную облачную платформу. Для российского монополиста этот путь вполне логичен – инвестировать миллиарды в создание по всей стране сети ЦОДов, имея в кармане долгосрочное соглашение с государством на обеспечение работы электронного правительства. Похожий путь выбрали и в 'МегаФоне': после приобретения 'Синтерры' и формирования собственной сети из 13 дата-центров оператор стал крупнейшим, по данным IDC, игроком рынка ЦОДов в России. Все остальные операторы совмещают строительство собственных ЦОДов с арендой сторонних. Из мировых гигантов, пожалуй, только Google не замечена в подобном. Остальные, включая Amazon или Microsoft, не гнушаются использовать арендованные мощности.

Почему? Просто для того чтобы обеспечить эту работу, давно существует целая сервисная индустрия – те самые 'классические' ИT-компании. Новая облачная волна станет новым витком конкуренции и для тех, кто уже создал собственные ЦОДы, и для тех, кто только задумывается об этом. А ведь телеком-провайдеры – только одна категория партнеров локальных ИT-игроков. Ведь есть и собственные крупные клиенты, есть и потенциальные клиенты мировых гигантов, дрейфующих в сторону сервисной модели, - в том числе и в России. В Forrester Research, исследовавшей российский рынок аутсорcинга за 2011 год, считают, что на долю аутсорcинга ЦОДов ( аренда стоек, co-location, хостинг, dedicated и другие услуги) приходится более 18% всего рынка. А еще 20,4% - на  сегмент аутсорсинга поддержки инфраструктуры. Таким образом самый большой кусок пирога – уже на тарелке системных интеграторов.   

Так что же – война интеграторов с операторами? Так действительно может показаться на первый взгляд: уже звучат мнения, что скоро мы забудем названия провайдеров, услугами которых пользуемся. Но, скорее, облачный рынок вступает в совершенно другую эпоху – эпоху альянсов. Проще каждому заниматься своим делом. Интеграторам и аутсорcерам – обеспечивать работу сервисов, а операторам – формировать пакеты услуг и продавать их. Тем более что каждый из них уже преуспел в своем ремесле. 

Автор - Евгений Щепилов, директор Сервисного центра 'Ай-Теко'

Источник - Comnews, июль 2012 г.

Назад к разделу "Публикации"