Выбор облачного провайдера: брак по расчёту

24.02.2016
Георгий Мегрелишвили
Георгий Мегрелишвили
Директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика". Эксперт в области комплексных аутсорсинговых проектов.

Люди говорят: «Обещать – не значит жениться». К сожалению, эта жизненная мудрость применима и к рынку облачных услуг. Бурный его рост в последние два года породил множество провайдеров, конкурирующих друг с другом как по ценовым параметрам, так и по уровню обслуживания клиентов. Бывает, что за продуманным маркетингом скрывается посредственное качество сервисов или даже то, что облачными услугами является с большой натяжкой или не является вовсе. Можно понять клиентов, для которых в период кризиса фактор цены становится одним из ключевых при выборе провайдера. Но если нет цели выбрать самые низкие тарифы – какими же соображениями руководствоваться?

Под видом облаков порой продвигаются самые обычные услуги хостинга (физические выделенные серверы – dedicated servers). Отличительные особенности таких сервисов – отсутствие автоматизированного почасового биллинга для используемых ресурсов и ручной учёт клиентов, но все же иногда разобраться, облако ли перед нами, достаточно сложно. В попытке определиться с терминологией Gartner даже выделила шесть критериев облачного провайдера: его услуги должны быть сервисоориентированы, масштабируемы, использоваться коллективно, иметь метрики для оценки, фокусироваться на конечном результате и основываться на интернет-технологиях. Достаточно общие с первого взгляда, эти критерии могут помочь выяснить у потенциального провайдера, как он представляет себе совместную работу и что считает важным.

При выборе «облака» обязательно нужно поинтересоваться его вполне земной основой: дата-центром, на базе которого работает провайдер. Как правило, в дата-центр непросто попасть. Но иногда причина вовсе не в сложном пропускном режиме. В дата-центры некоторых провайдеров не попасть потому, что они и сами попадают туда… строго по расписанию или по разрешению провайдера верхнего уровня, у которого арендуют серверные ресурсы. Это – тревожный сигнал: решившись на сотрудничество с такой компанией, вы, по сути, станете субарендатором субарендатора, с очень ограниченными возможностями влиять на ситуацию.

Кстати, о договоре: если продолжить аналогию с семьей, он сыграет роль «брачного контракта». Конечно, все рассчитывают жить долго и счастливо, а все компании - сотрудничать со своими партнерами много лет. Но бывает всякое, в том числе и внешние обстоятельства. Например, изменившееся законодательство о персональных данных потребовало от многих компаний перейти от западных провайдеров на российские ресурсы. Пришлось расторгать и перезаключать контракты, организовывать передачу данных и миграцию бизнес-приложений. Все это – дополнительные затраты и риски. Для того, чтобы подстраховаться от непредвиденных обстоятельств в отношениях с провайдером, необходимо фиксировать ключевые параметры в соглашении об индивидуальном уровне обслуживания – SLA. Все это знают, но что именно стоит там фиксировать в обязательном порядке?

Вот перечень самых важных нюансов, на которые стоит обратить внимание: 

  • Наличие лицензий и лицензионных соглашений (лицензия на телематику, соглашение SPLA с Microsoft и другими вендорами)

  • Название и описание ЦОД, категория отказоустойчивости, статистика недоступности за крайние 2-3 года, возможность посетить ЦОД и машзалы.

  • Возможность размещения на двух площадках, организация географически разнесённого облака

  • Какие гипервизоры используются провайдером?

  • Какое оборудование используется для построения облака?

  • Каковы ограничения по масштабированию ресурсов и каналов связи?

  • Есть ли возможность самостоятельно управлять ресурсами и конфигурациями виртуальных машин в реальном времени?

  • Есть ли возможность почасового биллинга? (pay-as-you-go)

  • Есть ли возможность постоплаты?

  • Каков номер AS, из которой выделяются IP в Интернет?

  • Сколько телеком операторов используется для отказоустойчивости AS?

  • Есть ли тестовый доступ? На сколько дней? Как скоро можно его получить?

  • Как осуществляется резервное копирование данных в облаке? Как можно проверить периодичность и целостность созданных резервных копий? Время восстановления? Глубина хранения?

  • По какой модели можно приобрести облачные ресурсы: переподписка или их гарантированное выделение?

  • Как обеспечивается питание ЦОДа? Резервирование? Как происходит переключение с основного источника питания на резервный? Временной интервал?

  • Как обеспечиваются требования регуляторов в части обработки персональных данных?

  • Оказывается ли помощь силами провайдера при миграции инфраструктуры заказчика в облако или частичной интеграцией с облаком?

  • Предоставляются ли дополнительные услуги по защите облака, например, защита от DDos, системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS, IPS)

  • Какую ответственность за надежность работы и безопасность информации несет провайдер? Прописывается ли она в договоре?

  • Прописывается ли в договоре ответственность за полную потерю данных заказчика?

  • Прописываются ли в договоре в явном виде процедуры передачи данных заказчика в случае разрыва договора?

  • Прописываются ли в SLA уровни гарантированной производительности дисков, процессоров и оперативной памяти?

Итак, при выборе облачного провайдера решающую роль играют оборудование и компетенции. Если подойти к вопросу грамотно, то можно избежать взаимных разочарований и получить действительно качественный сервис за свои деньги. Здесь, как и для успешного брака, нужны не только чувства, но и спокойный расчёт. Необходимо взвесить, какой уровень сервиса сможет предложить вам провайдер в долгосрочной перспективе и есть ли у него для этого достаточные ресурсы. Как и в семейной жизни, для успешного сотрудничества одних эмоций недостаточно: нужны ещё умение слушать друг друга и договариваться.

Назад к разделу "Мнения экспертов"