За практикой – в облака

15.02.2016
Александр Куренков
Александр Куренков
Директор по развитию онлайн-сервисов «Сервионики» (до ноября 2016 года). Эксперт в области проектирования и развития облачных сервисов.

Где найти разработчиков и почему их все время не хватает? И если не хватает – то сколько нужно? В прошлом году министр Н. Никифоров говорил о миллионе программистов. Будь это реальная оценка или «фигура речи», очевидно, что потребность велика: разработанная еще два года назад «Дорожная карта развития ИТ-отрасли» предполагает, что в 2014-2018 годах в России появятся не менее 350 тыс. новых ИТ-специалистов, при этом 125 тыс. из них должны быть подготовлены в вузах на бюджетной основе. Количество бюджетных мест по ИТ-специальностям за 2 последних года выросло почти в 2 раза (с 25 до 42,5 тысяч), а в  2016-2017 учебном году прирост составит 31%.

Итак, план действий по проблеме количества есть, но проблема качества все еще под вопросом. Как показало исследование ВЦИОМ, проведенное совместно с АПКИТ и SAP, большинство работодателей не удовлетворены уровнем подготовки выпускников вузов, да и выпускники с этим согласны: только 13% опрошенных считают, что получили в вузе достаточно знаний для работы по специальности. При этом и работодатели, и студенты называют одной из основных проблем недостаточную актуальность получаемых в вузе знаний, их оторванность от практики. Обучение в вузе обеспечивает качественную фундаментальную подготовку, но вот представления о самых актуальных и востребованных технологиях, по большей части, не дает. Поэтому, как показывают результаты исследования и наш собственный опыт, сегодня все больше студентов параллельно с освоением базовой программы стремятся расширять кругозор и компетенции: принимают участие в проектах, конференциях, посещают курсы, тренинги, проходят сертификации.

Работая с разными вузами, мы видим, что студенты действительно мотивированы на расширение своих знаний и компетенций, несмотря на высокую загруженность и частую необходимость сочетать работу и учебу. Понимая эту потребность, мы начали сотрудничество с несколькими ведущими российскими вузами, а также организуем на базе нашей компании различные стажировки для студентов и выпускников ИТ-специальностей. На наших спецкурсах студенты решают прикладные задачи по программированию и администрированию самых актуальных технологий. Например, в прошлом году мы прочитали базовый спецкурс по технологии OpenStack в  МГУ им. Ломоносова, в этом году уже проводим для студентов Финансовой академии и РЭУ им. Плеханова, МГУ, ведем переговоры о сотрудничестве еще с несколькими вузами. По нашему опыту, спецкурсы – оптимальный формат, чтобы получить представление о наиболее востребованных и перспективных технологиях и приобрести навыки для участия в реальных ИТ-проектах.

Что получают ИТ-компании? Во-первых, качественный кадровый резерв. Студенты, проявившие себя в обучении и на практике, имеют шанс пополнить нашу команду разработчиков. Во-вторых, это определенный задел на будущее в плане новых проектов. Сегодня мы пропагандируем перспективные технологии и продукты, обучаем студентов, а завтра они вольются в ряды сотрудников наших потенциальных клиентов.

Что получает вуз? Возможность качественно выполнять «госзаказ» на подготовку квалифицированных ИТ-специалистов, которые уже на выходе из вуза обладают необходимыми профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками. Привлечение ведущих ИТ-компаний как разработчиков совместных с вузом обучающих программ повышает конкурентоспособность и престиж самого учебного заведения: такие вузы, как правило, привлекают больше талантливых, мотивированных на учебу и профессиональное развитие студентов. 

Назад к разделу "Мнения экспертов"