Новые реальности ИТ-аутсорсинга: кризис, Uber и «черные лебеди»

17.02.2016
Георгий Мегрелишвили
Георгий Мегрелишвили
Директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика". Эксперт в области комплексных аутсорсинговых проектов.
Российский рынок ИТ-аутсорсинга стабильно растет даже в кризис. В прошлом году, например, рост составил примерно 5% - скромнее, чем годом ранее, но довольно оптимистично на фоне общей стагнации ИТ-рынка. Прогнозы – дело рискованное, но уже можно с определенной долей уверенности утверждать, что ИТ-аутсорсинг сохранит свою роль драйвера рынка. Но останется ли сам аутсорсинг таким же, каким был до кризиса? Вот тут мы, безусловно, ждем перемен, новых факторов роста и новых трендов.

О том, что в кризис компании пересматривают стратегии роста и сокращают расходы, все знают. Также уже стала общим местом фраза о том, что нынешний кризис – не такой, как все, и «мир уже никогда не будет прежним». Но если инвестиции в новые проекты и оборудование пока под вопросом или значительно сокращены, то что делать с текущими потребностями, например, с поддержкой существующей инфраструктуры или сервисов? Эти задачи остаются в повестке дня, и мы возвращаемся к классической модели ИТ-аутсорсинга, уже доказавшей свою эффективность в кризис 2008-го года. Уже сейчас, исходя из опыта проектов «Сервионики», можно сказать, что переориентациия инвестиций с проектов по развитию на текущие задачи поддержки и оптимизации инфраструктуры – тенденция, которая определит спрос и в этом, и в следующем году.

Сокращение бюджетов на развитие приводит к тому, что на рынке становится реально меньше денег, борьба за заказчика ужесточается, а конкуренция растет. Проекты с высокой доходностью уходят в прошлое, рынок приближается к доходности европейского уровня - 2-5%. Риски при этом никуда не исчезают, напротив - возрастают многократно, и усиливается вероятность возникновения так называемых «черных лебедей» - непредсказуемых событий с критическими последствиями. Уже появился - кстати, одновременно с глобальным экономическим кризисом - термин «синдром Uber»: неожиданный выход конкурента с бизнеc-моделью, способной кардинально переформатировать отрасль и весь рынок. По данным исследования IBM C-Suite Study, такого сценария сегодня опасаются 54% опрошенных руководитeлей, а в России - даже 55%. Опрос IBM также показал, что впервые руководители компаний назвали новейшие технологии, включая облака, мобильные технологии, когнитивные вычисления, важнейшим фактором, способным влиять на их бизнес.

Раз так, то роль руководителя ИТ-службы и его ключевые задачи в корне меняются. В условиях экономической нестабильности, возросших рисков, новых вызовов задачи ИТ-службы больше не ограничиваются оптимизацией расходов: необходимо, в соответствии со стратегическими целями, помогать бизнесу зарабатывать. Яркий пример – банковский сектор. Сегодня разработка и развитие банковских приложений, внедрение новых форматов и технологий обслуживания помогают банкам быть конкурентоспособными и в непростых условиях оставаться на плаву.

Если вопрос эффективности бизнеса-процессов актуален всегда, то в кризис он становится критически важным. Так, например, многие компании пересматривают сегодня свою стратегию развития в пользу «лидерства по издержкам»: кто выигрывает с меньшими издержками, тот остается на рынке. Сотрудничество с аутсорсинговой компанией может стать именно таким шагом, так как снимает часть издержек, сохраняя возможность качественной поддержки бизнес-процессов. Что это значит в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Сегодня практически никто не заглядывает в своих планах дальше, чем на 3 года. А прогнозы – что ж, посмотрим, как они оправдаются.

Назад к разделу "Мнения экспертов"